Где моя ложка?

Малыш взял ложку в свои руки! С этого момента начинается долгий период проб и ошибок, побед и поражений, прежде чем он научится питаться без посторонней помощи. Как помочь ему в этом трудном деле?

Одни решительно тянут ложку из рук у мамы, другие начинают хватать еду руками, не обращая внимания на ваши протесты. В любом случае ребенок дает понять, что отныне желает самостоятельно действовать за обеденным столом. А это значит, что времена, когда вы спокойно кормили малыша сами, миновали.

В большинстве случаев дети питаются не за общим столом, а наедине с матерью. Это позволяет ей сначала сосредоточиться на кормлении сына или дочери, а затем в спокойной обстановке поесть самой. А в наш торопливый век многие женщины предпочитают, чтобы ребенок проглотил все как можно скорее − и дело с концом. Понятно, что, когда его рука начинает тянуться к ложке, мама большого восторга не испытывает.

Некоторых мам очень раздражает, что ребенок роняет еду на стол, пачкая себя и все вокруг. Но, как бы сильно вы ни нервничали, не нужно бранить малыша за это. Лучше покормите его сами. Однако если малыш всерьез решил обойтись за столом без посторонней помощи, то начнет капризничать и отказываться от еды: не захочет открывать рот, будет отворачиваться, плеваться, хватать пюре руками... Лучше уж сразу приступить к обучению, которое в любом случае будет долгим. Маме надо быть терпимой к проявлениям неряшливости со стороны ребенка. Однако нужно помнить, что обед не должен продолжаться более получаса, а тем более порождать ссоры.

Вместе веселей

Дети рано начинают выказывать желание есть без посторонней помощи. Если родители плотно опекают ребенка, он проявит самостоятельность несколько позже, а если дать ему свободу, начинает требовать своего и раньше, и чаще. В семьях, где родители и дети привыкли ужинать сообща, ребенок легче научится в одиночку управляться за столом, поскольку имеет возможность наблюдать за взрослыми и подражать им.

В четыре руки

Начинать обучение удобнее всего «в четыре руки» с двумя ложками: одна − для малыша, другая − для мамы. Любознательный человечек будет шлепать ложкой по пюре, размазывать его по краям тарелки и ронять на стол, стараться самостоятельно поднести его ко рту… И даже если ему удастся в конечном итоге донести до рта какую-то часть обеда, мама должна продолжать кормить его со своей ложки. Потому что в противном случае вкусное овощное пюре может полностью оказаться на столе, «растерявшись» по дороге от тарелки ко рту. Ведь дорога эта длинна, и на ней расставлено множество «ловушек».

Трудности начинаются уже с тарелки. Наполнить ложку далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Чуть ли не через раз ребенок поворачивает ее «лицом» вниз. После того как он сделает несколько неудачных попыток подцепить еду, мама должна показать ему, что у ложки есть «лицо» и «изнанка» и что наполнить ее можно, только если держишь в определенном положении. Гордый этим открытием, ребенок окунает ложку в тарелку и вынимает ее… пустой. Научиться «загребать» ложкой в тарелке довольно трудно. Поначалу ребенок наполняет ложку, просто погружая ее в тарелку. Отсюда вывод: предложите ему емкость не широкую, но достаточно глубокую и наполненную до краев. А пюре при этом должно быть достаточно густым.

Попасть в цель

Впереди долгий путь ложки от тарелки ко рту. Малыш старается держать ее как можно ровнее, но она его не слушается. Он быстро теряет терпение и начинает орудовать руками. Когда пища нарезана кусочками, такой метод еще приемлем, но, если речь идет, например, о йогурте, это катастрофа. Поэтому лучше не позволять ребенку действовать таким образом.

Но вот наш ученик снова берет ложку и на этот раз успешно наполняет ее − сам или с помощью мамы. Но вот ротик! Его еще только предстоит отыскать. До 16-месячного возраста ребенок имеет весьма приблизительное представление о строении своего тела. Прежде чем попасть ложкой в рот, он будет тыкаться ею в подбородок, нос, щеки. Чтобы оценить способности ребенка, попросите его прикоснуться пальцем к кончику носа − он сделает это с трудом. А во время еды ему еще нужно учитывать длину ложки – очень трудная задача для мозга маленького человека.

Ложка приближается к губам. И снова заминка: рот закрыт. Маленькому ребенку сложно скоординировать два разнородных движения. Когда малыша кормит мама, она всегда какое-то время ждет, пока он откроет рот. Но при первых самостоятельных попытках у него еще нет рефлекса открывать рот одновременно с поднесением ложки. В результате пюре размазано по губам. Остается только облизаться и повторить попытку.

Шаг назад?

По этапам

10 месяцев. Первые попытки взять в руки ложку. Ребенок играет с тарелкой и стучит по ней, но еще не готов к тому, чтобы принимать пищу самостоятельно.

12 месяцев Он имитирует движения едока, но весьма приблизительно, и ему редко сопутствует успех.

16 месяцев. Малыш умеет подносить ложку ко рту, но вследствие недостаточной координации движений часто роняет пюре себе на слюнявчик.

18 месяцев. Ребенок способен на точные движения, редко промахивается мимо рта и все меньше пачкается.

2 года. Он умеет есть самостоятельно.

Если ребенок захочет на какое-то время вернуться к прежнему порядку вещей и попросит маму его покормить, не воспринимайте это как отступление от цели. Малыш хочет перевести дух перед совершением нового шага. Развитие детей не бывает линейным. Важно уметь по достоинству оценить усилия ребенка, даже если они не привели к успеху. Регресс – нормальное явление.

Ребенок слишком долго не проявляет желания есть самостоятельно? Часто это связано с нежеланием взрослеть. Может быть, у мамы только что появился еще один ребенок. Не исключено, что мама сама не хочет, чтобы малыш взрослел. Дети тонко чувствуют подобные вещи, подсознательно пытаются «отозваться» на них и остаются в зависимом положении. Возможно, ребенок боится, что ему будут уделять меньше внимания. Покажите ему преимущества взросления.

интересное в сети