Не избалованный, а гиперактивный: признаки СДВГ у ребенка

Этих детей называют людьми будущего - их становится все больше. Наш эксперт-психолог объясняет, почему не стоит бояться такого диагноза.

Марина Позина

Марина Позина

зав. каф. психологии университета «Синергия», кандидат психологических наук

Социум будущего – это общество бывших гиперактивных детей. По подсчетам ученых, сегодня примерно 10-12 процентов детишек - с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. А в некоторых странах этот показатель уже превысил порог в 30-35 процентов!

Поколение Z

Когда говорят о личностных особенностях поколения Z (это дети, рожденные после 2000 года), то среди основных характеристик, на которые указывают исследователи, – наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В чем сложность этого синдрома? Опыт наблюдения за гиперактивными детьми показал, что при своей неугомонности, «непослушности», чрезмерной подвижности, они часто сообразительнее своих сверстников. Они быстрее решают головоломки, успешней справляются с «легоконструктором», результативней в спортивных играх и соревнованиях, а их мгновенная реакция удивляет.

Особые приметы

Конечно, от трехлетки требовать послушания и соблюдения элементарных норм этикета требовать неразумно. В этом возрасте его спонтанность и непоследовательность вполне естественны. Но если ребенок нарушает границы дозволенного в возрасте четырех-пяти лет, родителям следует в течение некоторого времени внимательней понаблюдать за ребенком и затем, возможно, обратиться к специалисту. Почему?

К пяти годам уже исчезает спонтанная детскость. Ребенок уже хорошо понимает правила. В своем поведении он ограничен рамками - «нельзя, неприлично, некрасиво и «так себя не ведут». В этом возрасте дети уже умеют вести себя «правильно». И постарайтесь не путать спонтанность гиперактивого ребенка с банальной избалованностью.

Когда надо насторожиться

  • Стоит озадачиться, если вместе с «непослушностью» у ребенка проявляется неловкость в движениях; если он частоушибается и срезает углы в подвижных играх; если он неуклюж и все время роняет предметы; если ему тяжело даются действия, связанные с мелкой моторикой.
  • Оцените, насколько часто ребенок вертит руками-ногами и ерзает на стуле; может ли посидеть спокойно в кафе или ресторане, куда вы пришли пообедать с друзьями; способен ли завершать начатые дела или постоянно их бросает, не доводя до конца.
  • Не жалуются ли на него воспитатели, что он не может соблюдать очередность в играх; отбирает ли игрушки у другого ребенка или ударяет его, если чем-либо расстроен; не выкрикивает ли импульсивно ответы, не дослушав до конца вопрос.
  • Обратите внимание на чисто физические проявления малыша: нарушен ли у него сон и аппетит; медленно ли он прибавляет в весе; нет ли запоздания в развитии фразовой речи; может ли он застегнуть пуговицы и зашнуровать ботинки; с трудом ли приучается к опрятности; насколько он адекватен излишне упрям и непослушен.

И даже если все ответы - да, не нужно пугаться. Пичкать ребенка успокоительными или чего хуже – устраивать в больницу, - рано. Надо помнить и понимать, что эта особенность – черта детишек нашего времени.

План действий

Что делать, если признаки гиперактива у ребенка обнаружены? Пусть ходит в детский сад, но не заставляйте его спать, потому что его «тихий» час обычно превращается в «громкий» для воспитателей. Пусть ваш ребенок проведет со сверстниками полдня, но зато продуктивно!

Со школой посложнее. Даже если интеллектуальный потенциал вашего ребёнка высокий, эмоционально он, скорее всего, к школе не готов. Поэтому не ускоряйте его взросление. И уже тем более, не отдавайте его в школу в шесть лет. Ваша мудрость как родителя заключается в том, чтобы понять, когда именно ваш ребенок будет готов к школе. Да, он уже знает алфавит, начал читать и даже пытается писать буквы… Но специфика его психики такова, что даже при высоком интеллектуальном потенциале она не позволит ребенку быть адекватным школьным требованиям: сидеть смирно целых 40 минут бывает тяжело даже абсолютно обычным детям.

Родителям очень важно заранее выстроить отношения с будущим учителем первоклашки, предупредить об особенностях вашего ребенка и рассказать о том, что характерно для его поведения. Для грамотного учителя ваш комментарий будет полезным инструментом для выстраивания гармоничных отношений. Кроме того, современный педагог уже знает, что таких детей, как ваш, в каждом классе может быть гораздо больше, чем один-два.

Особый подход

Ребенка с признаками дефицита внимания очень важно не перегружать предметами и не заставлять по многу часов сидеть над «домашкой». Условия обучения должны быть такими, чтобы максимально облегчить давление на психику ребенка.

  • Не нужно «как все родители» стремиться усаживать его на стульчик, чтобы он послушал сказку. Позволяйте ему это делать, повиснув вниз головой на шведской стенке - если ему так удобней.
  • Абсолютно неэффективно ставить ребенка в угол, но приучать его к «нельзя» следует ежедневно и последовательно.
  • Не сдерживать веселость, но четко очерчивайте вашему малышу границы дозволенности в поведении.
  • Разумно распределяйте время ребенка, чтобы наполнить его жизнь разнообразными событиями. Путь он много гуляет, занимается гимнастикой, ходит на плавание, рукодельничает с бабушками, ест «правильную» еду и хорошо высыпается.

А вы с заслуживающим уважения родительским смирением, готовьтесь вместе с вашим необычным малышом к новому возрастному этапу. Ведь совсем скоро он превратится в подростка.

Больше полезных материалов о развитии ребенка читайте на нашем канале на Яндекс.Дзен.

Комментарии

0
под именем