Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Игра воображения

Хорошее воображение важно иметь каждому: и поэту, и космонавту. А это значит, что развитием этого качества нужно заниматься с пеленок.

3 декабря 2012
Мария ЕЖЕНКИНА
нейропсихолог
Игра воображения

Этапы развития

Воображение − это способность создавать новые образы на основе пережитого, используя воспоминания о различных ощущениях (картинах, запахах, прикосновениях, звуках) и чувствах. Оно тесно связано с восприятием, эмоциями и памятью. Ребенок слушает сказку о Красной Шапочке, при этом он в красках представляет себе все ее приключения, и именно поэтому история вызывает у него в душе такой отклик – он искренне переживает за маленькую девочку. Чем ярче будут картины в его воображении, тем большее впечатление произведет на него сказка, тем лучше запомнятся образы. На следующий день (или через неделю, месяц, год) ребенок нарисует картинку, сочинит историю или вставит в игру эпизод, сильно напоминающий историю о девочке, отправившейся через лес к бабушке: снова заработает его воображение, подтолкнув его к использованию яркого образа, который однажды произвел на него впечатление и пробудил эмоции.

Младенец начинает ориентироваться в мире благодаря своим ощущениям (в первую очередь зрению, осязанию). В его памяти сохраняются различные образы, сочетающиеся с определенными ощущениями и эмоциями, – поначалу расплывчатые (ощущение покоя и тепла рядом с мамой или боль и страх при падении). В дальнейшем эти воспоминания возникают у ребенка в различной комбинации, поначалу совершенно неосознанно, но постепенно он учится произвольно сочетать их, чтобы вызвать те или иные ощущения, или использует их как символы.

Примерно к двум годам воображение начинает активно развиваться. Прежде всего усложняется игра ребенка: он не просто таскает за собой плюшевого мишку, а «укладывает спать», «кормит» его – то есть воспроизводит знакомые действия, в которые ежедневно вовлечен сам, но уже представляя себя на месте взрослого – того, кто кормит и укладывает. Примерно до трех лет его воображение ограничивается знакомыми ситуациями.

После трех лет, хотя игровые ситуации могут вполне напоминать бытовые, ребенок начинает замещать игровые предметы. Ему уже не нужна настоящая ложка, чтобы покормить медведя – достаточно будет и палочки, которую он нашел (а вскоре и палочка станет не нужна – он будет кормить медведя пустой ладошкой «понарошку»). В играх начинают появляться фантазийные сюжеты, напрямую никак не связанные с опытом ребенка: плавание на корабле, полеты в космос, умение колдовать и т. п.

В возрасте 3−5 лет ребенок не проводит грани между фантазией и реальностью, он «по-настоящему» летает к звездам, сражается или колдует (эта способность «проживать» фантазии может сохраниться до школьного возраста). Зачастую ребенок настолько погружается в мир своего воображения, что оно начинает влиять на реальность: представляет себя котенком (динозавром, принцессой) и требует соответственного к себе отношения. Родители ничего не теряют, если поддержат эту игру: ребенок не хочет молока, но ведь котенок-то хочет! Также котенку не терпится умыться или причесаться. Кроме того, если набедокурил котенок и его отчитывает мама, это гораздо легче пережить и исправить, чем когда за тот же проступок ругают тебя самого.

Детям жизненно необходимо время «ничегонеделанья», когда они могут просто побродить по парку, послушать музыку, поваляться с книжкой или без оной на диване, когда взрослые их не контролируют.

Чем больше ребенок набирается опыта, тем сложнее и разнообразнее становятся сюжеты игр, рассказов и рисунков. Малыш использует знакомые элементы в разнообразных комбинациях, придумывает новых героев и приключения. В этом возрасте он все еще проговаривает вслух все свои фантазии или разыгрывает их. Если понаблюдать, как рисует четырех-, пятилетний ребенок, можно услышать целую историю о том, как на его рисунке один солдат «тыщ-дыщ» стреляет, а другой падает в яму − и так, пока не закончится место на листе.

Около пяти-шести лет фантазии постепенно уходят «вовнутрь» − ребенок может уже очень многое вообразить «про себя». Это важный этап на пути подготовки к обучению в школе – ведь там воображение нужно будет использовать произвольно – например, воображать условия для решения задач.

Постепенно воображение ребенка начет работать более «конструктивно», мечты станут более реальными: например, он не просто будет фантазировать о том, как станет великим полководцем или цирковым артистом, а начнет рассуждать и даже планировать, что ему для этого может понадобиться.

Игра воображения

Мечтать полезно!

Современные дети буквально с первых лет жизни постоянно заняты: их развивают, учат, тренируют, готовят, воспитывают, развлекают. Среди этой лихорадочной активности у них редко выпадает возможность расслабиться. Детям жизненно необходимо это время «ничегонеделанья», когда они могут просто побродить по парку, послушать музыку, поваляться с книжкой или без оной на диване, когда взрослые их не контролируют и не вмешиваются. Это время вовсе не пропадает зря − именно в такие моменты ребенок перестает быть полностью ориентированным на внешний мир и учится жить внутренней жизнью, находить внутри себя ресурсы для душевного роста. В конце концов, он учится просто оставаться наедине с собой, быть интересным самому себе.

Воображение может помочь ребенку справляться со стрессами (он просто «уходит» от них в свой внутренний мир и творчески их там перерабатывает), найти контакт с собственным телом (например, концентрироваться на дыхании, «превращаться» в слух), научиться сосредотачиваться (хорошо это получается при помощи упрощенных техник медитации).

Воображение влияет и на другие мыслительные процессы. Например, значительно улучшает запоминание – ребенок воспринимает и усваивает лучше то, что он может себе живо представить и что для него эмоционально окрашено (то есть ребенок лучше поймет и запомнит какое-то правило, если представит в воображении «наглядный пример»). С возрастом малыш с хорошо развитым воображением имеет все шансы стать человеком, умеющим:

  • гибко, неординарно мыслить, творчески подходить к любому вопросу;
  • находить несколько вариантов решения задач (и решать нестандартные задачи, задачи с высокой степенью не-определенности);
  • ставить цели, визуализировать их, планировать пути их достижения (то есть воображать целевую ситуацию и всю последовательность действий, которые к ней ведут);
  • предполагать исход событий, видеть несколько вариантов их развития, возможные риски;
  • быстро ориентироваться в трудной ситуации, найти приемлемое решение, проявить смекалку.

Часто фантазии ребенка не устраивают родителей, кажутся им пустыми. На вопрос «кем хочешь стать?» такой, казалось бы, уже разумный шести-, семилетка скажет: «копателем ям», «покорителем Марса», «супергероем», «принцессой». Мечта, возможно, и несбыточная, но именно такие фантазии помогают ребенку лучше понять свои чувства, определиться, что ему нравится, а что нет, примерить на себя ту или иную ситуацию или роль. И к его мечтам следует относиться бережно и уважительно. Любое грубое одергивание или насмешка могут надолго сковать желание мечтать.

Настоящий «полет фантазии» возможен, если ребенок ощущает себя в безопасности, уверен в том, что его не станут судить или насмехаться над ним.

Напротив, если дошкольник мечтает исключительно о «земном»: новой машинке, очередном наборе конструктора из любимой серии или красивом платье – это говорит о том, что уже в таком юном возрасте его воображение очень скованно и требует развития. Эта кажущаяся «разумность» малыша может аукнуться в более старшем возрасте неспособностью ставить перед собой большие, значимые цели, быть открытым новому, механическим отношением к работе.

Настоящий «полет фантазии» возможен, если ребенок ощущает себя в безопасности, уверен в том, что его не станут судить или насмехаться над ним. Сдерживают стремление к воображению и препятствуют развитию творческого, нестандартного мышления:

  • неодобрение окружающих («Опять размечтался, займись делом!), непринятие фантазий ребенка, отрицание;
  • разделение игры и обучения;
  • оценки и критические замечания: чтобы свободно творить, ребенок должен чувствовать, что он это делает «просто так», что это не урок, где можно сделать что-то «правильно» или «неправильно» и где его обязательно будут сравнивать с другими и поставят оценку;
  • жесткое навязывание одной-единственно «верной» точки зрения родителями;
  • привитие стереотипов поведения и представлений («девочка не может стать пожарным», «балет – не для мальчиков», «солнышко на рисунке должно быть желтое с лучами» и т. п.).

Играем и воображаем

Благодаря воображению ребенок создает новые комбинации из фрагментов воспоминаний, образов, ощущений. Основой его фантазии всегда будет преобразованный опыт – в его рассказах, играх, даже навязчивых страхах будут прослеживаться обрывки известных ему сюжетов, сказок, разговоров, мультфильмов – только в новой, иногда очень причудливой комбинации. При наблюдении за взрослыми становится очевидным, что так называемые творческие люди более внимательны к нюансам, более эмоциональны, воспринимают более широкий спектр явлений (ароматы, звуки, оттенки цвета и смысла, разнообразные эмоции, в которых они могут разобраться). Именно поэтому их «палитра» образов и символов больше, а значит, воображение и творческий потенциал богаче. Тогда как люди прагматичные, как привило, не обладают большим багажом воспоминаний, не слишком внимательны к своим чувствам и ощущениям, больше ориентированы на практический результат. Чем богаче будет опыт ребенка, чем больше разнообразных ощущений он будет получать, тем шире будут в будущем его возможности для творчества.

Игра воображения

Как же стимулировать развитие воображения?

Получать впечатления:

  1. Разнообразить тактильные ощущения (выбирать игрушки из материалов различных фактур, играть в игры, стимулирующие развитие тактильных ощущений – например, «узнай предмет на ощупь»).
  2. Пробовать новые вкусы и ароматы.
  3. Путешествовать.
  4. Ходить на концерты, спектакли и в музеи.
  5. Разглядывать лес, небо, море (обращая внимание на оттенки цветов), угадывать, на что похожи облака.
  6. Играть на подручных «музыкальных» инструментах – кастрюлях, разделочных досках, ложках.

Рисовать: рисуя, ребенок создает свой собственный мир, он может рассказать о персонажах целую историю, которую он обдумывал, пока водил карандашом.

Здорово, если у ребенка есть простор для рисования (родители вывешивают большие листы на стены или выделяют под творчество рулон бумаги или ненужных обоев) − тогда ребенок может рисовать, не стесняя себя пространством одного листка.

Используйте для рисования не только фломастеры (их цвет постоянен, не позволяет передать оттенки), но и карандаши, различные типы красок, мелки, уголь.

Можно давать ребенку интересные задания: нарисовать фантастическую планету (несуществующее животное, самое удивительное на свете блюдо);

  • рассмотреть случайную каляку-маляку и преобразить ее в какую-либо фигуру;
  • рисовать поочередно: один рисует голову, второй – шею, затем опять по очереди – туловище, ноги (после того как одна часть нарисована, листок можно согнуть так, чтобы следующий игрок не видел того, что нарисовал предыдущий);
  • нарисовать песню или музыкальное произведение.

Читать: слушая чтение взрослого (а впоследствии и читая самостоятельно), ребенок живо представляет себе все перипетии, переживает за героев.

Сказки – великолепное средство для развития фантазии ребенка. Любую сказку можно совместно переписывать до бесконечности либо придумывать свои, отталкиваясь от любой повседневной детали.

Книжки с картинками помогают ребенку легче настроиться на восприятие речи. Важно обращать внимание на иллюстрации – они не должны быть излишне упрощенными, банальными (это сужает восприятие ребенка) или очень пугающими.

Важен не только сюжет, но и образы: описания характеров, природы; чем больше нюансов, тем ярче и богаче картины в воображении ребенка. Именно поэтому многие дети постарше так любят жанр фэнтези (истории о хоббитах, Нарнии, Гарри Поттере), про целые миры, населенные сказочными существами и в то же время такие правдоподобные.

Рассказывать сказки: любая ситуация незавершенности («А дальше?») − это вызов воображению.

  • Придумывайте разные концовки уже известных ребенку сказок;
  • рассказывайте сказку по очереди: родитель начинает, ребенок развивает сюжет или по кругу – каждый добавляет по одному предложению.

Перевоплощаться:

  • играть в сюжетно-ролевые игры (дочки-матери, пиратов, семью тигров и т. п.), разыгрывать сцены из прочитанных книг или придумывать свои на их основе;
  • устраивать мини-спектакли театра кукол (подойдут куклы-перчатки, которые буквально оживают благодаря движениям и голосу ребенка), театра теней или представления с переодеваниями;
  • импровизировать − выдумывать «морские фигуры» в игре «море волнуется раз», выполнять классическую актерскую разминку: покажи крокодила, изобрази кипящий чайник (сложность заданий зависит от возраста и тренировки – уровень мастерства будет постоянно расти).

Отвечать на вопросы:

  • Поощрять ребенка задавать самые неожиданные вопросы, никогда не оставлять их без ответа, даже если вопрос «глупый». Если «правильного» ответа не существует («что будет, если вдруг исчезнет все оружие?), предложите порассуждать вместе.
  • Поощрять ребенка задавать вопросы самому себе и искать на них ответ (ставить эксперименты и проводить исследования).

А также:

  • отгадывать загадки и решать задачки «с подвохом»;
  • подбирать рифмы, пробовать сочинять окончания известных стихотворений и свои стихи (пусть даже чепуховые);
  • придумывать, что могло бы значить неизвестное ребенку слово: «Кто такая аббревиатура − может быть, диковинная змея?»

Воображение поможет вам продолжить этот список!

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения