"Как научить ребенка вовремя делать уроки?"

Моему сыну 10,5 лет. Пока не спрошу, за уроки не садится. Потом оправдывается, что забыл или не смог самостоятельно решить. Кроме всего прочего, делает уроки очень медленно. Я уже и распорядок дня составила, и запрещала гулять и играть в компьютер, был период, когда, наоборот, все разрешала. Без толку. Может, ему не хватает мужского воспитания? С его отцом мы в разводе, и ребенок для него помеха.

Какой родитель не мечтает вырастить самостоятельного и ответственного ребенка, который бы сам, без напоминаний, делал уроки, а еще исполнял обязанности по дому? Только самостоятельность не появляется вдруг, в нужное время (например, с момента поступления в школу), а формируетсяпостепенно, причем с самого раннего детства. Самостоятельность проявляется, в том числе, в выборе друзей, увлечений, кружков и так далее. А иначе какая это самостоятельность? 

Вы пишете, что сын не делает самостоятельно домашние задания, что этот процесс полностью находится под вашим контролем. Получается, и ответственность за действия  ребенка, за его результаты лежит на вас. Такое положение дел, безусловно, затормаживает развитие воли и ответственности у мальчика. Учитывая возраст вашего сына, можно предположить, что ситуация уже достаточно запущенная. 

Попробуйте для начала доверительно поговорить с сыном. Объясните, что сложившееся положение дел вас не устраивает. Договоритесь, что и в каком объеме мальчик сможет выполнить без вас самостоятельно. Например, прочитать и подготовить пересказ параграфа по «Окружающему миру». Пусть для начала это будет небольшой объем работы, который наверняка не вызовет у него больших затруднений. При этом сыну надо дать понять, что он может рассчитывать на вашу помощь. Но помощь будет только в том случае, если что-то не получится после того, как он приложит должные усилия.

В любом случае, ваша помощь должна быть минимальной. Лучше не всю работу сделать за сына, а помочь ему сдвинуться с «мертвой точки». При этом относитесь к ребенку внимательно и с сочуствием.  С того момента, когда сын взял на себя обязательство самостоятельно выполнить определенное задание, ответственность за его выполнение ложится на его плечи. Если мальчик по привычке не выполнит взятых на себя обязательств, позвольте ему столкнуться с последствиями своего бездействия. Вероятнее всего, он получит плохую отметку или выговор со стороны учителя, что вряд ли ему понравится. В этом случае, без нравоучений и осуждения продолжайте придерживаться установленных договоренностей.

Попутно старайтесь поддерживать сына, говорите, что вы верите в него, что он справится, у него все получится.  Постепенно расширяйте круг его обязанностей, предоставьте ему возможность самому планировать время и последовательность выполнения заданий. 

Вы также высказываете предположение, что имеющиеся у ребенка проблемы связаны с отсутствием отца. С этим трудно согласиться, поскольку умение организовать свою деятельность напрямую не связано с этим фактом. А вот ваши личные установки и  взгляды вполне могут тут играть свою роль. Попробуйте честно ответить себе на вопросы: «Чем я буду заниматься, придя с работы, если мне не надо будет делать с сыном уроки? Есть ли у нас с сыном совместные интересные занятия, которым можно было бы посвятить вечер? Демонстрирую ли я заботу о сыне, заинтересованность его делами как-то еще, помимо заинтересованности в выполнении домашних заданий? Часто ли воздерживаюсь от оценивания и нравоучений? Почему я не хочу, чтобы  мой сын сталкивался с последствиями своего халатного отношения к урокам? Что для меня важнее - хорошие отметки сына в школе или приучение его к самостоятельности?» Возможно, ответы на эти вопросы помогут вам понять, почему в вашей семье сложилась такая ситуация.  

интересное в сети
‡агрузка...