Котик, милый, сынуля: как называть малыша

Выбор имени для ребенка – дело нелегкое. Мы хотим, чтобы оно красиво звучало, вызывало положительные ассоциации и имело какой-то особый смысл в своем значении. Выбираем, выбираем, выбираем, а потом в обычной жизни часто зовем малыша совсем иначе! И бывает, что это «второе имя» сильно влияет на его характер и поведение.

«Александр – означает «защитник». Хорошее имя, мужественное. Будет сильным, смелым, как Александр Невский»: роль имени в формировании личностных качеств несомненна. Это не мистика, а психология. Имя – часть нашего мира с момента рождения. Мы очень рано начинаем выделять его среди других слов и воспринимать со всеми оттенками звучания, эмоциями, интонациями. Неосознанно мы ассоциируем себя с «качествами», которые несет в себе наше имя, и через имя себя воспринимаем. Но все это касается имени не официального, зафиксированного документально, а того, которое родители чаще всего произносят на протяжении раннего и дошкольного детства.

Обычно родители склонны менять имена ребенку в зависимости от возраста, настроения, поведения, ситуации. Фиксация на определенном способе обращения всегда означает, что есть сценарий в отношениях, от которого взрослым бывает трудно отступить.

Дочки и сыночки

Сынуля, дочурка, сыночек, доченька – по такому «имени» понятны родственные связи, и именно это в нем главное. Тот, кто так называет ребенка, хочет сделать их явными и очевидными. Дело здесь не в том, что мама с папой не уверены, являются ли они хорошими родителями. Скорее, переживают, воспринимает ли ребенок их таковым. Склонность к таким обращениям появляется у взрослых, когда ребенку исполняется года три-четыре, когда он становится более самостоятельным, когда в его жизни появляются другие значимые взрослые. Часто такое имя используют те, чей ребенок проводит много времени с бабушкой или няней.

«Дочки» и «сыночки» – это стремление не дать ребенку забыть про родителей, напомнить о собственном влиянии. Если такие имена сохраняются долго и явно доминируют над остальными, это всегда говорит о том, что глубокой привязанности, близости с ребенком нет или же есть страх это утратить. Такое обращение является средством, чтобы такие  опасения компенсировать. Во взрослом возрасте, когда дети живут отдельно от родителей, это воспринимается ими позитивно, а в детстве бывает не очень понятно. Лучше избегать того, чтобы оно стало нормой, и чаще обращать внимание ребенка на его «собственное» имя.  

Елена, мама Вики
«Я росла с мамой и бабушкой. Обе меня любили, но были не особо ласковыми по характеру. Сейчас я это понимаю, а тогда было обидно, что даже имя мое дома вслух не произносилось. Я была дочкой и внучкой. Однажды мама принесла домой котенка. Стали думать, как его называть. Я сказала: «Давайте звать просто котенок». Мама ответила: «Нет, так нельзя. Надо обязательно звать по имени». Я чуть не расплакалась: котенка нельзя, а меня, значит, можно! Конечно, своего ребенка сейчас я зову по имени. А вот сама так и осталась дочкой и внучкой».
Имя прилагательное  

Маленький, милый, хороший, чудесный, дорогой, любимый – имен прилагательных больше, чем существительных, и описать ими свое отношение к человеку гораздо проще. Вот почему часто такие «имена» бывают у младенцев, когда обращение к ребенку – это выражение собственных чувств. Потом, когда кроха подрастает, мы не отказываемся от имен прилагательных (они дают возможность выразить больше нежных чувств), но все больше заменяем их существительными. Некоторым родителям такая замена дается с трудом: любые имена кажутся им слишком простыми, грубыми, возникает внутренний протест перед тем, чтобы их произносить.

Ольга, мама Эльдара, 6 лет
«Я очень долго ждала ребенка, поэтому он для меня по-настоящему драгоценный. Именно так я его и зову. В садике над ним иногда шутят, но это неважно. Пусть другие называют своих детей как хотят, а у меня будет «мой драгоценный». Поверьте, это для меня не просто слово!»

Имена прилагательные позволяют нам относиться к ребенку как к малышу, воспринимать его младше, чем он есть на самом деле. Обычно в этом и состоит скрытый смысл такого обращения – «тормозить» рост, позволяя ребенку оставаться маленьким. Родители не дают им возможности освободиться от чувства «принадлежности», поэтому, взрослея, они стремятся сделать это сами – решительно, через конфликт – или же остаются на всю жизнь хорошими, милыми, любимыми и – мамиными.

Обратите внимание
Котики, Рыбки, Зайчики и Солнышки перенимают бережное отношение к ним взрослых и почти всегда сами ласковые и нежные. Между такими детьми и родителями есть хорошая эмоциональная связь. Но, привыкая к хорошему, ребята могут чувствовать себя некомфортно на расстоянии от близких даже во взрослом возрасте, а также обижаться и отстраняться от людей, которые сдержанны в общении с ними.
Просто Мария, просто Петр

Маша, Даша, Петя, Сережа – варианты простые, благозвучные, универсальные. Родители, считающие их самыми подходящими, обычно говорят, что ребенок – это самодостаточная личность, что он с рождения индивидуален. Всякие «утипусечки» и «мимимишечки» для них недопустимы – они тормозят развитие. Конечно, в самом раннем детском возрасте даже ярые сторонники такой точки зрения позволяют себе говорить «Машенька», «Петенька», но потом это случается все реже и реже. Появляются сокращения, которые облегчают общение и делают его неформальным: Маш, Петь. Взрослость ребенка родители отмечают не только именем – их похвала и порицание тоже нацелены на то, чтобы он понял – надо вести себя как взрослый. Иногда такое бывает только по отношению к одному ребенку (например, к старшему в многодетной семье), иногда – к единственному, когда родители в силу собственного характера предпочитают общение на более серьезном уровне.  

Галина, мама Кирилла и Анны
«Я – Галина Петровна с младшей группы детского сада. Самое ласковое мое имя – Галина. Когда муж в первый раз назвал меня «Галчонок», чуть в обморок не упала. Но мне очень это нравится».

Дети в таких семьях действительно рано становятся более взрослыми – по образу мыслей, общению, поступкам. Но часто это бывает для них слишком большим грузом: ребенок как бы перескакивает через ступеньки взросления, и потом детства ему может очень не хватать.  

Дети, растущие с именами «мой хороший», «мой милый», «мой любимый», «мой сладкий», часто бывают зависимы от родителей: им трудно дается приучение к свободе, к самостоятельности.
Творчество без границ 

Стремление к странным, вычурным именам бывает у людей экзальтированных и демонстративных по характеру. Если они под давлением родственников или, следуя здравому смыслу, выбирают имя традиционное, то для себя преобразовывают его таким образом, что даже отдаленно оно не напоминает оригинал. Наташа становится Тусечкой, Елена – Лялечкой, Володя – Дилом... Часто встречаются имена, звучание которых «противоречит» полу ребенка: Дарья – Дар, Максим – Сима.

Надежда, мама Юры
«В детстве меня звали Лема, хотя на самом деле я – Надежда. Я нормально относилась к своему имени: необычное, привлекает внимание, пока мне не рассказали, откуда оно взялось. Мама забеременела в довольно зрелом возрасте, когда уже вроде бы не должна была. Врач на ранних сроках не смог определить беременность, все подозревал какое-то заболевание. Так и сказал: «У вас проблема, надо пройти обследование». Чуть ли не все 9 месяцев маме повторяли «проблема». Когда я родилась, поначалу меня звали «Проблема», а потом сократили до «Лема». После такой предыстории я была так зла на родителей, что просто слышать не могла этого своего имени. Как нужно относиться к ребенку, чтобы называть его в соответствии с медицинскими осложнениями?!»

Цель таких трансформаций – показать всем и, главное, напомнить самим себе, что «мы – особенные». Ничего страшного в такой установке может и не быть, если ей не уделяется слишком большое внимание. Но бывает, что ребенок привыкает считать себя необычным только на основании имени, на этом строит свою самооценку, свое мировосприятие, и тогда для него самого и для окружающих это может стать проблемой. Родителям, конечно, стоит подумать и о значении имени, и о том, как оно звучит для окружающих – для ребенка это очень важно!       

Котик Михайлович

Мечта всех родителей, зовущих ребенка именами зверюшек (Зайка, Мышка), растений (Ягодка, Цветочек), явлений природы (Солнышко), – взять и просто переписать имя, чтобы никто вокруг не округлял глаза и не хихикал, чтобы не делали замечаний, чтобы сам ребенок не переживал и не просил маму «в школе – только Саша». Отказаться от того, чтобы называть любимое чадо Котиком, для таких родителей бывает практически невозможно. В этом обращении сосредоточено так много нежности, так много любви и теплоты, что никакое другое его не заменит. Котики растут во многих семьях, но чаще это имя личное, для «секретного» пользования. Оно легко заменяется другими в зависимости от ситуации. Если же потребность в таком обращении слишком частая (и даже постоянная), скорее всего, родителю нужна порция нежности еще и для себя. Возможно, в собственном детстве ее не хватило, и сейчас, когда есть свой ребенок, можно наверстать упущенное.

Лариса, мама Виктории
«Дочка наотрез отказалась ходить в садик. Говорит: «Там со мной плохо обращаются». Я, конечно, представила себе грубую воспитательницу, крики, детей, стоящих по углам. Поговорила с другими мамами – ничего подобного. Стала спрашивать, в чем проявляется «плохо обращаются»: оказалось, зовут не ласково Ягодка, как дома, а просто по имени – Вика, Викуля».

Дети-котики и дети-зайки так хорошо настроены на эмоциональную волну взрослых, что иногда позволяют себе манипулировать ими. Причем начинается это довольно рано – уже в младшем школьном возрасте. Чтобы у ребенка не сформировалась такая привычка, надо просто варьировать имена, демонстрируя не только любовь и нежность, но и другие эмоции.

интересное в сети