Куда ушло вчера? (Знакомство малыша со временем)

Обещая малышу поиграть с ним через 5 минут или купить ему игрушку послезавтра, мы часто озадачиваем кроху. Ведь он плохо осознает понятие времени, и для него что 5 минут, что год – почти одно и то же. С какого же возраста можно знакомить малыша с привычными для нас, взрослых, «годами», «месяцами», «неделями», «часами»..? И как помочь ребенку овладеть таким нужным понятием, как «время»?

В разговоре с другими взрослыми, при планировании дня мы не можем обойтись без слов «потом», «сейчас», «раньше», «позже», «сегодня», «год», «минута» и т. п. Ребенок же начинает понимать смысл этих наречий и существительных постепенно. Сначала он вообще не ощущает время. Затем обнаруживает разницу между днем и ночью, начинает наблюдать за изменениями сезонов, не зная пока ни их названий, ни названий месяцев. Дети живут в другом мире – в мире, где время исчисляется не днями или секундами, а делами и занятиями. Если, оставляя ребенка у бабушки, вы говорите, что придете часа в четыре, ребенок не знает, когда снова увидит вас. Но стоит сказать, что вы снова встретитесь после обеда и дневного сна, – и ему все ясно и понятно.

Сначала и потом

До умения пользоваться календарем, определять время по часам и даже до знакомства с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра» нужно выяснить значения слов «сначала»(раньше), «сейчас» и «потом» (затем, после). Вчера – сегодня – завтра – самые запутанные термины. Понять их очень сложно. Все малыши удивляются тому, что сегодня становится вчера, а обещанное завтра не наступает, а снова приходит сегодня. Героине Льюиса Кэрролла Алисе не удалось попробовать варенье (помните?), потому что его выдавали только вчера и завтра, а «завтра ЗАВТРА станет СЕГОДНЯ» и сразу же перестанет быть ЗАВТРА. Попробуйте разобраться! Так что пока остановимся на было – есть – будет. Этот этап самый простой. Проговаривайте каждый день последовательность своих действий, комментируйте происходящее в настоящем, будущем и прошедшем временах. Сейчас мы играем в куклы, потом поедим пюре. Мы сначала порисовали, потом погуляли, а сейчас идем домой. Сначала убери мозаику, а уж потом возьми конструктор!

Посмотрите альбомы с фотографиями малыша. Каким он был раньше, каким вырос сейчас. Расскажите о планах на будущее Задавайте вопросы и самому ребенку: что мы делаем сейчас? чем займемся позже? Научите детей выстраивать правильный порядок действий. Раскладывайте картинки в нужной последовательности: изображения роста цветка, появления цыпленка из яйца, лепки детьми снеговика – или иллюстрации к известным сказкам. Можно взять рисунки В. Сутеева и поработать с ними. Спрашивайте малыша: что было раньше? что произошло потом?

День и ночь

Понятие «день и ночь» дети схватывают на лету. Смысл этих слов ребенок улавливает из часто повторяемых фраз и учит их, как и множество других незнакомых ему слов. Но объяснять, что такое день и ночь, все же необходимо. Взрослые заменяют это понятие словом «день» и этим путают малышей. «Прошло два дня», — говорим мы, опуская тот факт, что две ночи тоже прошли. Сутки — это день и ночь. Светлое время суток — день – делится на утро, снова день и вечер. Обращайте внимание ребенка на то, что он, вы, ваша семья обычно делаете утром, днем, вечером, ночью.Рассматривайте картинки и определяйте, какое время суток на них изображено. Загадывайте по очереди часть суток и показывайте, что обычно в это время происходит. И потихоньку подбирайтесь к тому, что день, который прошел, получает название «вчера», тот, который еще идет, зовется «сегодня», а тот, что будет потом, — «завтра».

Времена года

Изучая времена года, познакомьте ребенка с календарем. Возьмите плакатный вариант, чтобы весь год был как на ладони. Прочитайте малышу названия месяцев, их лучше запоминать в игре. Покажите, какие месяцы какой сезон составляют. Расскажите о назначении календаря. Самое простое упражнение с календарем — это вычеркивание проходящего дня или отрывание листочка. День пролетел — и самолетик, сложенный из бумажки с его названием, планирует по комнате. Можно взять фишки и кубик и походить по всему году или для начала по одному месяцу, делая дополнительный ход в выходные дни, например. Маленьким детям, не знакомым с понятием числа, можно упрос-тить игру, раскрасив все цифры, чередуя шесть разных цветов, и использовать кубик с наклеенными квадратиками тех же цветов. Есть настенные календари-книжки с яркими фотографиями пейзажей, на последней странице которых помещены все 12 картинок в уменьшенном виде: можно поиграть в «Отыщи-ка».

Часы, минуты, секунды

Понятия: 7 дней в неделе, 12 месяцев в году, 28–31 день в месяце, 60 минут в часе — опираются на знание числа, поэтому до усвоения первичных математических сведений отложим их изучение. Когда же малыш будет готов сосчитать дни и сложить их в неделю, возьмем часы и даже поучимся определять время. Чтобы научить ребенка пользоваться часами, сделайте или купите специальный циферблат, на котором нанесены не только привычные цифры от 1 до 12, но и подписаны дневные часы от 13 до 24, а самое главное, проставлены минуты в большом круге: над единицей — 5 минут, над двойкой — 10 минут, над тройкой – 15 и т. д. Теперь важно определить, по какому из кругов какая стрелка идет и чем стрелки отличаются, как называются. Это работа должна постоянно опираться на режим, расписание занятий малыша, тогда абстрактность будет понятнее. Начнем с секунды — она длится, пока секундная стрелка переходит с одного деления на другое. Раз! – секунда прошла. Что можно успеть за одну секунду? Хлопнуть в ладоши, сделать шаг, сказать короткое слово, прочертить линию на бумаге. Проделайте эти действия и придумайте еще несколько.

Важно показать малышу особенности каждого сезона, природные изменения, свойственные зиме, лету, осени и весне. Обратите внимание крохи на то, как меняется одежда и даже занятия людей.

Минута — секундная стрелка обходит целый круг, песочек в песочных часах (одноминутных) пересыпается вниз... Что можно успеть за это время? Гораздо больше, чем за секунду. А уж за час... Можно успеть сходить в магазин, и даже погулять.

Предложите ребенку выяснить, сможет ли он съесть печенье за то, время, которое потребуется песчинкам из песочных часов, чтобы пересыпаться в нижнюю их часть, — не медленнее, но и не быстрее! Экспериментируйте с песочными часами, секундомерами, водяными часами.

интересное в сети