Курсы каллиграфии для детей

Уроки чистописания канули в Лету, но учителя по-прежнему снижают оценки за плохой почерк. Смогут ли занятия каллиграфией улучшить ситуацию? Об этом мы решили спросить у специалиста.

Счастливые родители: В Москве и в крупных городах России все чаще открываются курсы каллиграфии, в  том числе для детей. Чем объясняется эта тенденция?

Артем Лебедев: С наступлением компьютерной эры мы стали терять навык красивого, каллиграфического письма. Посудите сами. Сейчас все общаются в соцсетях, в чатах, на форумах. Даже влюбленные парочки на свиданиях не могут расстаться со своими смартфонами. Это бич времени. Наши дети разучились общаться вживую, да и мы теряем этот навык. Что касается письма, то тут ситуация похожая. Одно дело – нажимать кнопки, и совсем другое дело – писать от руки. Раньше, когда применялись чернила и перья, процесс письма был не столь скоротечен, как печатание текста. Пока обмакнешь перо, пока руку донесешь до бумаги, мысль успевала сформироваться. В письмах была некая душевность. И часто хотелось писать красиво. Сейчас на обдумывание того, что печатаешь, зачастую нет времени, не говоря уже о красоте самого письма. 

С.Р.: А кого чаще всего можно встретить на занятиях каллиграфией: любителей эпистолярного жанра или детей советской эпохи, ностальгирующих по былым временам и чернилам?

А.Л.:  Диапазон гораздо шире. Занятия каллиграфией становятся отдушиной для всех, кто пресытился цифровыми гаджетами. Точно так же, как живя в городе, мы тоскуем по деревне, мы скучаем по перу и бумаге, если пользуемся только кнопками. Нет ничего удивительного  в том, что в некоторых западных странах занятия каллиграфией пользуются огромной популярностью. Люди истосковались по чему-то живому, собственноручному, ремесленному, поэтому в свободное время с удовольствием берут в руки перо и пишут на бумаге. В нашей же стране  считается, что каллиграфия - это профессиональный вид художественного искусства. Но мы доказываем, что азами может овладеть каждый.

Для души
Западная (и русская) каллиграфия зародилась как прикладное искусство для переписи книг. В этом направлении она долгое время и развивалась, неся в себе в том числе эстетический посыл. Ведь перед монахами, которые переписывали книги, стояла задача не только сделать текст рукописи удобочитаемым, но и оформить его красиво.

 С.Р.: Многие родители отдают детей на занятия каллиграфией, чтобы исправить плохой почерк. Если связь между каллиграфией и чистописанием?А.Л.:  Связь безусловно есть. Но есть небольшое отличие. Чистописание – это предмет в  советских школах, когда детей учили писать каллиграфическим, то есть ровным и красивым почерком. А каллиграфия подразумевает мастерское владение пером или любым другим инструментом для письма. Определенное влияние на почерк, конечно, есть, но все зависит от индивидуальных особенностей и поставленной задачи во время обучения. При желании можно подобрать для ребенка специальные упражнения для становления или коррекции почерка.

С.Р.: А помогает ли каллиграфия привить такие полезные качества, как аккуратность и усидчивость?А.Л.: Воспитать в себе  такие  качества, как усидчивость, дисциплинированность и аккуратность с помощью каллиграфии, безусловно, можно. Но это не самоцель. Как любое искусство, каллиграфия прежде всего должна способствовать развитию творческого начала и облагораживать душу. Ведь это не только и не столько выписывание букв, как на уроках чистописания. Есть у древних такое изречение: "Каллиграфия - это музыка, только обращенная не к слуху, а к глазу".

Золотой треугольник

Каллиграфия развивает мелкую моторику, и в этом отношении она очень полезна для детей. Физиологи утверждают, что держа ручку с пером тремя пальцами, когда ручка лежит на среднем пальце, большой палец поддерживает ее сбоку, а указательный накрывает сверху и часто выполняет функцию нажима на перо, мы способствуем развитию 30% коры головного мозга, которая отвечает за творческое развитие личности. А это, в свою очередь, влияет уже на развитие всей личности в целом.

С.Р.: Чему же конкретно вы учите детей на занятиях?А.Л.: И каллиграфия, и чистописание начинается с одних и тех же азов, но потом задачи этих дисциплин расходятся. На наших занятиях дети сначала учатся выводить линии карандашом, потом переходят на перо и осваивают классический стиль каллиграфического письма. После этого начинается самое интересное – мы разучиваем разные каллиграфические приемы, учимся выписывать не только буквы, но и декоративные каллиграфические элементы: виньетки, узоры, буквицы.

С. Р.: С какого возраста имеет смысл отдавать ребенка на занятия каллиграфией? А.Л.:  Начинать можно, пожалуй, с любого возраста, ведь все индивидуально. Многое зависит и от ребенка, и от профессиональных качеств самого педагога, и от того, какие инструменты используются на занятиях. Например, работать с чернилами не так просто. Когда нет еще определенной ловкости движений, недостаточно развита моторика пальцев, нет усидчивости, чернила легко разлить и испачкать руки и одежду. По этой причине именно каллиграфией в классическом ее понимании дети чаще всгео начинают заниматься примерно с 8 - 9 лет. Но, повторюсь, все очень индивидуально.


интересное в сети