Мозговой штурм

Ученые говорят, что мозг ребенка к концу третьего года жизни содержит вдвое больше действующих нейронных связей, чем мозг взрослого, и вдвое активнее, чем мозг студента. Действительно, все детишки до 4–5 лет кажутся умными и особенными. А потом что-то происходит, и некоторые из них как будто теряют доступ к части своего потенциала. Как мы, родители, можем способствовать полноценному развитию мозга ребенка?
1) Кормите грудью

Британские ученые, проведя широкомасштабные исследования, подтвердили, что кормление грудным молоком положительно влияет на умственное развитие ребенка даже при непродолжительном периоде грудного вскармливания. Этот фактор сказывается на успехах детей не только в начальных классах, но и в подростковый период.

2) Старайтесь свести к минимуму негативное воздействие окружающей среды

Хотя эта задача может показаться невыполнимой, на самом деле мы можем сделать не так уж и мало. Откажитесь по возможности от шопинга с детской коляской и прогулок по загазованным улицам. Используйте любую возможность, чтобы оказаться с малышом в парке или за городом. Очищайте воздух в квартире, используйте для уборки самые безопасные средства. Не позволяйте никому курить в присутствии ребенка.

3) Обеспечьте ему свободу передвижения

К тому времени, когда ваш ребенок начнет ползать, постарайтесь сделать ваш дом безопасным и разрешите ему беспрепятственно проникать во все его уголки. Он будет застревать между стеной и шкафом, ронять стулья и время от времени что-то ломать, поскольку на этом этапе развития использует свое тело как универсальный измерительный инструмент для исследования мира. Дать полуторагодовалому малышу свободно поползать по дому не менее важно для развития мышления, чем научить шестилетку играть в шахматы.

4) Играйте в подвижные игры на воздухе

Известно, что наш организм, потребляя кислород, третью часть всего объема отправляет в мозг. Чем больше он его получает, тем эффективнее происходит развитие. Насыщение кислородом идет интенсивнее, когда ребенок активно двигается. Американские психологи изучали особенности мозга 49 детей в возрасте от девяти до десяти лет, используя магнитно-резонансную томографию. В ходе исследования обнаружилось, что у физически активных детей гиппокамп − часть мозга, ответственная за память и обучение, − был примерно на 12% больше, чем у неактивных. Таким образом ученые доказали, что мозг лучше развивается у тех детей, которые больше активны физически.

5) Давайте ему чистую воду и качественную пищу

Для утоления жажды давайте ребенку чистую воду, а не сок (который, по сути, является не питьем, а едой) и ни в коем случае не газированные переслащенные напитки. Не разрешайте ребенку пить воду из-под крана. Для мозга нужны протеины (мясо, рыба, яйца), жиры (орехи, семечки, жирная рыба, масло), углеводы (рис, зерновые), витамины (свежие фрукты и овощи), пробиотики (йогурт). Конфеты, фастфуд, чипсы, маринады и соленья, а также продукты с искусственными красителями, сахарозаменителями и консервантами вредны. Приправы, даже сверхполезную для мозга и всего организма куркуму, нельзя давать детям до двух лет.

6) Купайтесь в море

Содержащиеся в морской воде микроэлементы активизируют работу мозга, улучшают память, способствуют укреплению нервной и иммунной системы.

7) Развивайте мелкую моторику

Педиатры, детские психологи и логопеды снова и снова повторяют: чтобы развить мозг, надо тренировать руку! Способов сотни: пальчиковая гимнастика, лепка, игры с песком и камушками, пересыпание крупы, все виды рисования и мозаики, шнуровки и сбор урожая с ягодных кустов… Родители соревнуются в изобретательности со специалистами по развитию, вкладывая в маленькие ладошки все более и более неожиданные предметы и радостно убеждаясь – работает!

8) Цвет имеет значение

Покрасьте хотя бы одну стену детской в желтый цвет. Он стимулирует мозговую активность, благотворно сказывается на состоянии зрения и нервной системы.

9) Тренируйте оба полушария

В первые три года жизни человека доминирует правое полушарие мозга, в этот период жизни ребенок может воссоздать в своей памяти все, что когда-то видел или слышал, вместе с полным изображением увиденного: например, ребенок может запомнить страницу с текстом не просто как текст, а как отдельную страницу-картинку. С трехлетнего возраста доминирующим становится левое полушарие, на развитие которого направлено большинство современных развивающих методик. Японский ученый Макато Шичида доказал, что способности ребенка быстро уменьшаются, если постоянно стимулировать только левое полушарие и не уделять достаточного внимания правому, «отвечающему» за подсознание и бессознательное.

Упражнения для стимуляции правого полушария мозга:

«Ухо − нос» Левой рукой беремся за кончик носа, а правой − за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая – за противоположное, т.е. правое, ухо.

«Колечко» Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

«Зеркальное рисование» Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

10) Делайте ему массаж

Прикосновения к коже активизируют огромное количество нервных окончаний – посредников между кожей и мозгом − и способствуют выделению «гормона счастья», необходимого для успешного обучения, поэтому не жалейте времени на массаж. Пишите на спинке ребенка буквы и рисуйте геометрические фигуры, а ребенок пусть отгадывает, потом поменяйтесь ролями. Научите малыша самым простым приемам самомассажа: растереть и размять три раза сверху вниз ушки, покрутить кончик носика вправо и влево, пощипать и погладить шейку сзади, похлопать – потопать… Сначала массируйте сами, потом руками самого ребенка, положив свои руки сверху, потом пусть ребенок пробует делать самостоятельно.

11) Изучайте древние способы концентрации и расслабления

Освойте простые приемы дыхательной гимнастики, йоговские позы (особенно детям нравятся асаны, изображающие животных), складывайте пальчики в мудры, играйте в «лестницу Якоба» и «Шива едет на быке». Эти методы необычайно эффективны, к тому же это очень весело.

12) Убедитесь, что он высыпается

Дети дошкольного возраста, которые спят не менее 11 часов в сутки, показывают лучшие результаты в тестах по уровню интеллекта. Не спешите отменять дневной сон. На второй стадии сна проходит очищение кратковременной памяти и подготовка к восприятию новой информации, и дети, отдыхающие днем, развиваются лучше своих сверстников, которые бодрствуют с утра до вечера.

13) Играйте в прятки

Начиная с простого «ку-ку» и до поиска сокровищ с картой и компасом – каждая игра в прятки способствует формированию сотен новых ассоциаций и закреплению старых, усложняя систему мозговых связей, которая будет сохраняться на протяжении всей жизни ребенка.

14) Слушайте музыку

Это развивает наглядно-образное мышление – способность анализировать образ, а затем синтезировать его. Такое мышление лежит в основе большинства точных наук. Лучшим композитором для детей по-прежнему считается Моцарт. Американские исследователи использовали сканирование мозга с помощью магнитного резонанса (MRI), чтобы получить картину активности тех участков мозга, которые реагируют на слушание музыки. Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры мозга (центр слуха), который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами, и иногда возбуждали части мозга, связанные с эмоциями. Но только музыка Моцарта активизировала все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в моторной координации, зрении и высших процессах сознания и могут играть роль в пространственном мышлении.

15) Чаще обнимайте его

Способность ребенка к обучению напрямую связана с тем, как часто его обнимают. Исследование канадских ученых показало, что тепло материнского тела включает очень важные функции мозга ребенка. Поэтому у ласковых и нежных матерей дети учатся лучше. Объятия также активизируют выработку гормона окситоцина, который имеет широкий спектр действия, в том числе способность стимулировать ребенка к обучению. Более того, сканирования мозга показали, что окситоцин также оказывает непосредственное воздействие на ту часть мозга, которая отвечает за обработку и принятие решений.

16) Пусть он играет в компьютерные игры

Выбирайте для детей игры, развивающие стратегическое мышление и навыки планирования. Недавнее исследование, проведенное в университете Рочестера, показало, что те участники исследования, которые играли в видеоигры, распознавали визуальные сигналы гораздо быстрее, чем их неиграющие сверстники. Более того, компьютерные игры, в которых участвуют и руки, и глаза, улучшают координацию, помогая детям быстрее понять, что вокруг них происходит, и быстрее на это отреагировать. Наша же с вами задача – поставить таймер и отреагировать на сигнал, сообщающий, что 20 минут, отведенные на компьютер, истекли и пора идти гулять.

17) Читайте ему каждый день

Если вы читаете своим детям с самого раннего возраста, то можете им помочь значительно опередить своих одноклассников в чтении, когда они пойдут в школу. Чтение активно развивает умственные способности детей, формирует важные нейронные связи, которые закрепляются в результате регулярности действия. Регулярность в этом деле очень важна, так как при чтении «от случая к случаю» подобных устойчивых связей мозг не формирует.

18) Учите наизусть стихи, и не только

Предложите ребенку запомнить код на домофоне, ваш и папин номера телефонов, точный бабушкин адрес, фразу «Как дела?» на всех известных вам языках… Тренировка кратковременной памяти, по мнению ученых, способна, как рычаг, поднять весь интеллект. Обязательно играйте всей семьей в «мемори».

19) Побуждайте его копировать ваши действия

Это хороший способ развить внимание, наблюдательность и воображение. Копируйте сами действия малыша (например, сочетая ходьбу и ползание) и описывайте то, что делаете. Следующий этап игры – изображение животных, птиц, деревьев и даже предметов. Эту методику активно используют нейропсихологи.

20) Не торопите

Развитость интеллекта обусловлена не количеством клеток головного мозга, а количеством связей между ними. Эти связи возникают и закрепляются, когда человек решает различные задачи самостоятельно и в своем темпе. Поэтому важно, чтобы родители не ограничивали познавательную активность ребенка и не спешили предоставлять готовые решения.

21) Развивайте все сенсорные системы

Обращайте внимание малыша на информацию, поступающую по разным каналам восприятия. В результате между соответствующими центрами в мозге будут интенсивно формироваться нервные связи, координироваться работа различных отделов мозга. Большинству детей нравится играть в «жмурки», определять на ощупь, что спрятано в мешочке, что гремит в пузырьке из темного стекла и чем пахнет из коробочки. Не прогоняйте ребенка из кухни − лучшего места в доме для развития всех органов чувств не найти. Пробуйте разные продукты и их сочетания, а если в какой-то момент вам не нужна «помощь», пусть малыш сядет и зарисует свои вкусовые, тактильные, слуховые и обонятельные впечатления.

22) Творите вместе

Сочиняйте сказки, песни и музыку, ставьте спектакли, снимайте кино и расписывайте посуду. Возьмите пример с вальдорфских педагогов и откажитесь на время от покупки новых игрушек. Совместное изготовление лука и стрел, мыльных пузырей, кукол и музыкальных инструментов не только подарят малышу радость творчества, но и познакомит с миром науки, пробудит интерес к окружающему миру, укрепит вашу взаимную привязанность. Мозг ребенка имеет уникальную способность извлекать пользу из любви и учебы, особенно в первые годы жизни.

интересное в сети