Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Общие дела: зачем нужна совместная деятельность?

Ребенка нужно многому учить – одеваться, есть, чистить зубы, убирать за собой вещи, читать, писать и не брать конфеты у посторонних. Но есть вид деятельности, которому учиться должна вся семья – это совместная деятельность. Она очень важна для их взаимопонимания в будущем.

12 июля 2019
Общие дела: зачем нужна совместная деятельность?
Олеся Гаранина
детский и семейный педагог

Совместная деятельность – это взаимодействие взрослого и ребенка на равных, в одном деле, в котором оба они заинтересованы, оба прикладывают усилия и трудятся. Нет главного, т.е. мама не командует и не направляет действия малыша. Прелесть такого общения – в полном равноправии и получении удовольствия от процесса. Естественно, совместная деятельность в отношениях малыша и взрослого появляется не сразу и постепенно.

все будет, но не сразу

После рождения ребенка, особенно первый год, его жизнь полностью зависит от мамы (или того взрослого, который находится рядом с малышом). И взрослый не может надолго оставить ребенка, потому что тот от него полностью зависит. Для родителей первые годы жизни с ребенком – это вообще сплошная «неразлучность» (накормить, напоить, памперсы, прививки…).

Однако совместная жизнь – это не то же самое, что совместная деятельность. Для ребенка дела, которые делает мама по хозяйству, и даже дела по уходу за ним – это не та деятельность, в которой он сам заинтересован.

Вот признаки плодотворной совместной деятельности:

1. Полное внимание родителей. То есть без телефонов, общения с другими и покупок в магазине. Не важно, 5, 10 или 15 минут, но взрослый сейчас полностью принадлежит ребенку.

2. Игра не только по правилам взрослого. Ребенку важно быть равноправным участником общения с взрослым, а для этого у него должна быть возможность менять правила, устанавливать свои или вообще играть без правил. В еде, режиме дня, вопросах здоровья у него не так много возможностей на что-то влиять.

3. Возможность ошибаться. Опыт проживания ошибок крайне важен для гармоничного психологического развития ребенка. Важно учиться с детства тому, что делать ошибки — это нормально, это не конец света и не признак личной несостоятельности.

4. Возможность проигрывать – еще одно качество, которое тяжело развивается у детей. Никто не хочет проигрывать! Но по-другому в жизни не бывает. Деятельность взрослого и ребенка дает возможность учиться этому в безопасных для ребенка условиях.

5. Шанс обсудить то, что происходит, слышать и быть услышанным. Взяв ребенка в магазин, вы не будете обсуждать с ним каждую вашу покупку. Совместная деятельность дает ему шанс выразить себя. Ребенку очень важно общение, он чувствует себя «заметным», важным для взрослого, а это влияет на общее самоощущение и самооценку.

В совместной деятельности участие взрослого должно быть активным. В этом смысле просмотр фильма и компьютерные игры – не совсем то. Вы должны вместе с ребенком что-то создавать, в чем-то участвовать. Что именно – не имеет значения, лишь бы доставляло радость.

Чем же можно заняться? Вариантов много: настольные игры; коллекционирование чего угодно; построение замков и домиков, например из картонных коробок; конструирование из кубиков и бумаги; запуск воздушного змея; рыбалка и собирание грибов; ночевка в палатке и походы; кулинарные и любые другие творческие мастер-классы; создание семейной летописи: запись видео, изготовление фотокниги; изготовление подарков для родственников и друзей; совместный поход на выставку или в музей, с последующим обсуждения увиденного; спортивные соревнования для всей семьи; квесты.

Общие дела: зачем нужна совместная деятельность?

Зачем напрягаться?

Почему совместная деятельность должна быть именно такой – не «поели, попили, поспали», а делаем что-то вместе, потому что нам это интересно? Когда мама ребенка кормит, читает книжку, моет – она выступает в роли ведущего, который организует совместную деятельность. И у ребенка нет права отказаться, потому что в таком случае он останется голодный и неумытый, или без книжки и прогулки, в данной деятельности он является ведомым – тот, кого кормят, умывают и кому читают. У него нет возможности отказаться от этой деятельности и как-то на нее влиять.

В совместной деятельности взрослый уже не является авторитетом, чьи указания должны беспрекословно выполняться. Он такой же участник, как ребенок и тоже может выступать в роли ведомого.

Следовательно, в совместной деятельности ребенок свободно развивается и учится выполнять более сложные задачи; проявляет черты своего характера; выплескивает эмоции; учится дружить с близким взрослым и находить с ним общий язык. Взрослый тоже начинает лучше понимать своего малыша, слышать его.

все в выигрыше

Плюсы совместной деятельности для всей семьи:

  1. Безусловный новый опыт и эмоции.Это хороший способ отвлечься от суматохи и гонки современной жизни. Для родителей это хорошая возможность замедлиться и повернуться к детям. Увидеть, как они уже выросли, что умеют и чего хотят. И мама вдруг осознает, что она не обречена на роль лидера, может и должна уступать ребенку, считаться с ним.
  2. Сближение всех членов семьи. Даже опыт неудачи, переживаемый всеми вместе, объединяет.
  3. Новая семейная традиция. А вдруг вам так понравится печь печенье к праздникам для друзей? Тогда вы станете это делать с завидной регулярностью.
  4. Ресурс для трудных периодов в жизни. Эмоциональная память о тех моментах, когда вы занимались общий делом всей семьей, накапливается у ребенка в виде положительного самоощущения и восприятия, дает ему чувство защищенности, уверенности в том, что несмотря на трудности, все будет хорошо.
Общие дела: зачем нужна совместная деятельность?

В стране выученных уроков

Пока ребенок маленький, мама для него авторитет и безусловный лидер. Но время идет, малыш взрослеет, и маме в спорах с ребенком уже недостаточно аргумента «потому что я так сказала». Маме нужно что-то другое, чтобы договариваться с ребенком, чтобы оставаться для него важной, иметь возможность быть услышанной, особенно это актуальным станет в подростковом возрасте.

Опыт, приобретенный в тот момент, когда с папой запускали воздушного змея, а потом доставали его с высокого дерева, или когда с мамой шили куклам платья, когда все вместе учили танец и стихотворения для юбилея бабушки, встраивается во внутренний мир и ребенка и взрослого, и позволяет чувствовать себя и членов семьи совершенно иначе. Одним из самых приятных «побочных» эффектов такого опыта – это возможность уже в школе, без слез и истерик, делать уроки.

Уроки — это головная боль для многих родителей. Мама злится, ребенок не понимает, мама устала, ребенок плачет. Если до этого момента вы больше указывали ребенку, что и как делать, то домашние задания в школе станут для вас неприятным сюрпризом. Маме сложно оказаться в ситуации, когда она никак не поможет повлиять на то, как именно ребенок делает уроки. И только приобретенный ранее опыт совместной деятельности помогает подготовиться к этому периоду в жизни семьи.

Как именно? Допустим, у ребенка что-то не получается. Можно сделать «разрыв шаблона» и предложить ему стать учителем, который попытается объяснить вам сложную тему. В процессе урока вы, возможно, сможете выяснить, что именно не понимает ребенок, задать ему уточняющие вопросы и вместе прийти к выводу. Но без назидательности и занудства. Или ваш маленький школьник попросту не хочет делать уроки. Можно вспомнить какой-нибудь эпизод из прошлого с привязкой к сегодняшней проблеме. Допустим: «Помнишь, как ты с папой разжигал костер в лесу и у вас не получалось? Ветки были сырые, и мы не могли погреть руки у огня. А потом что было? Ты предложил собрать другие ветки, сухие. Мы сходили за хворостом и все получилось, костер зажегся. Ты не хочешь сейчас делать уроки, и у этого будут такие же последствия. Тогда мы не могли согреться, когда не было костра. Сейчас, если не делать уроки, ты не сможешь хорошо чувствовать себя на занятиях. Когда чего-то не понимаешь, часто хочется бросить это дело…» Тут, конечно, должен быть диалог, а не монолог. В конце концов, ребенок может получить свою двойку и пережить такой опыт. Это не трагедия.

Конечно, важно учить ребенка танцевать, играть в шахматы и изучать английский язык, водить в бассейн и на дополнительные занятия по подготовке к школе. Но рисовать вместе смешные рожицы, искать камушки на берегу озера необычной формы, составлять карту местности, чтобы спрятать клад, тоже важно. И для ребенка, и для вас.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения