Очень активный ребенок: как помочь ему удовлетворить свое любопытство?

«Нельзя, это грязное! Не трогай, поранишься!» Но сколько ни запрещай, любопытные младенцы все равно хватают все, что оказывается в пределах их досягаемости. Пока дети осваивают окружающее пространство, взрослым предстоит набраться терпения.

В гостиной его внимание особенно привлекают книги, кассеты и компакт-диски. В супермаркете он хватает с полок и швыряет на пол все, до чего может дотянуться из коляски. С тех пор как малыш научился ходить, его родители большую часть времени исполняют роль полицейских. «Саша совершенно неутомим и всегда готов на новые «подвиги». Я преследую его по пятам, прекрасно понимаю, что выгляжу занудой, но просто не знаю, что еще предпринять», – жалуется мама полуторагoдовалого сына. И к ее словам могли бы присоединиться все родители маленьких топтыжек того же возраста. Между тем педиатры считают такое беспокойное поведение детей совершенно естественным. Более того, оно свидетельствует о нормальном психомоторном развитии. Если ребенок от года до двух всегда ведет себя тихо, сидит в своем углу и ничем не интересуется, это скорее повод для беспокойства, а не для радости. Неуемный темперамент и жажда деятельности имеют свое объяснение. Они помoгают развитию мышления и пробуждению чувств. Полине, например, нравится рыться в цветочных горшках и копаться в кошачьем лотке вовсе не потому, что она хочет досадить маме. Таким образом она получает новую информацию о мире... С самого рождения основным чувством у ребенка является осязание, именно с помощью прикосновений он устанавливает контакт с миром. Детям всегда интересно трогать разные на ощупь вещи: гладкие, мягкие, теплые, влажные, деревянные, стеклянные... Они ведут тактильную разведку, чтобы лучше исследовать действительность и адаптироваться к ней. Непреодoлимое желание ко всему прикоснуться достигает апогея в тот момент, когда они начинают самостоятельно передвигаться.

Игры для любознательных
Чтобы компенсировать некоторые запреты, предложите ребенку игры, которые утолят его жажду открытий. Вот несколько простых советов.
Ее завораживают электрические розетки? Смастерите «дырявый ящичек», проделав отверстия в емкости из-под молока, например. Дочь сможет проявить свою ловкость, опуская в нее пробки от бутылок, кусочки бумаги или бельевые прищепки.
Он любит порыться в вашей сумочке? Достаньте из шкафа старую сумку, которой больше не пользуетесь, и сложите в нее всякие мелочи: брелок, резиновые перчатки, носовой платок, коробочки из-под фотопленок...
Она играет с вашими компакт-дисками? Выделите для разрушительных экспериментов какие-нибудь рекламные или разонравившиеся вам СО и коварно оставьте рядом с полочкой для дисков. Они отвлекут внимание дочери.
Он постоянно выбрасывает вещи из шкафа? Соберите кусочки разных тканей (бархата, хлопка, шерсти) и сложите их в ящик его комода, к которому он имеет свободный доступ.
Она без спроса берет ваши книги и бумаги? Разыщите старые журналы и каталоги, которые она может беспрепятственно листать, комкать и рвать.
Он любит похозяйничать в посудном шкафу? Сохраните упаковки от йогуртов, сыров и т. п. Он будет складывать их в стопки, вставлять друг в друга или кормить из них своего плюшевого медведя, не рискуя ничего разбить.
Ей нравится стучать предметами друг о друга или швырять их на пол? Это она пытается установить связь между причиной и следствием. Чтобы помочь дочери, дайте ей плотно закрытые пластмассовые бутылки разной величины, предварительно бросив в них зернышки риса или яичные скорлупки.
Схватывают на лету

Некоторые родители называют этот возраст «ужасным», но такой взгляд на вещи все же предвзятый. Рассказывает мама одной из маленьких последовательниц Мамая: «Маня уже разбила в доме массу хрупких безделушек, которые были мне очень дороги. Как только она тянет к чему-нибудь пухлые ручки, я готовлюсь к худшему. В ее пальчиках неимоверная разрушительная сила. Это, конечно, меня раздражает, но я могу понять дочь и теперь покупаю в дом только небьющуюся посуду». В полуторагодовалом возрасте дети хватают все, что подворачивается им под руку, стремясь проникнуть в глубинные свойства предметов. Зрение дает им информацию о цвете, форме, объеме предмета, а осязание позволяет определить его вес, структуру, материал, из которого он сделан. Конечно, трудно сохранять спокойствие, когда видишь, что квартира превращается в поле битвы. И все-таки, заталкивая бутерброд в гнездо видеомагнитофона, вываливая из шкафа книги или вытягивая нитки из ковра, ребенок вовсе не хочет вас разозлить, он просто проявляет свою способность к обучению. Период, когда ему хочется все потрогать, – ключевой этап в развитии мышления.

Кухонные баталии
Все действия детей нацелены на то, чтобы завладеть ключами от загадочного мира и выстроить цепочку собственных научных рассуждений. Это же любопытство впоследствии пробудит в них желание научиться читать и писать. Почему у банки крышка? Почему металлическая кружка холодная? Почему тряпка падает без шума? Вот основные вопросы бытия, которые занимают малышей, когда они самозабвенно играют с вашей кухонной утварью.

Когда ребенок тянет со стола скатерть, чтобы сбросить с нее пульт от телевизора, он уясняет смысл выражения «лежит на...». «В этом возрасте все средства хорoши, чтобы проверить некоторые гипотезы и установить причинно-следственные отношения между событиями, – замечает Мириам Рас. – И чем больше у ребенка возможностей применить свои способности, тем лучше они развиваются». Наши милые чудовища становятся не только более умными, но и более ловкими. Играя с новыми для них предметами, они оттачивают моторные навыки.

Очумелые ручки

Мама Вити вспоминает, как радовался ее сын, когда после многократных попыток ему удалось самостоятельно надеть колпачок на тюбик с губной помадой. «Он просил его, как только мы входили в ванную, – рассказывает она. – Открывал, пытался закрыть, ронял колпачок... Постепенно жесты стали такими уверенными, что в день, когда ему исполнилось 13 месяцев, его усилия увенчались успехом. И это при том что у сына были десятки игрушек, которые должны были помочь ему добиться того же самого!» Между шестью и десятью месяцами ребенок учится перекладывать вещи из одной руки в другую, брать одновременно два предмета, потом один бросать, чтобы взять третий. Между 12 и 18 месяцами он продолжает работать над развитием ловкости: его увлекают задачи на точность и игры с маленькими предметами. Вот почему детей так интересуют пылинки и крошки. По этой же причине многим из них не дают покоя электрические розетки. У всех рано или поздно возникает желание что-нибудь засунуть в эти аккуратные дырочки. Стоило родителям отвернуться на минуту, как двухлетний Толя вставил в розетку кухонную вилку. Его, конечно, слегка тряхануло, но охоту экспериментировать так и не отбило. Сегодня все электроприборы в доме защищены. Когда любознательные малыши прочесывают квартиру в поисках места для проведения своих опытов, они развивают физические спoсобности, о которых мы даже не подозревали. Конечно, опасно карабкаться на стул, добираясь до телефона на столе, но при этом ребенок учится лучше удерживать равновесие. Эта стадия «шалостей» и рискованных «экспериментов» очень важна, поскольку позволяет детям в полной мере задействовать свои способности и обрести веру в себя. Все родители согласны с тем, что нужно поощрять успехи детей и развивать у них уверенность в себе. Но как реагировать на действия полуторагодовалой дочери, которая рвет книги и контракты, лежащие у отца на столе?

Организованная свобода

Запреты на все и вся сковывают мышление ребенка, заставляют его замкнуться в себе или, наоборот, вызывают желание нарушить волю родителей. Но нельзя также и позволять им творить что угодно: ведь детям нужна не только свобода – важно, чтобы родители ставили определенные ограничения. Это помогает им лучше узнать себя и быстрее развиваться. С чего начать? Можно ограничить число соблазнов, убрав от ребенка все, что ему непозволительно трогать (опасные вещества, инструменты, важные бумаги...) и обеспечить достаточный уровень безопасности внутри. А можно устроить в квартире уголок, где ребенок  мог бы делать все, что взбредет ему в голову, не подвергая себя риску. Если дать ребенку «площадку», на которой он может действовать как ему заблагорассудится, он почувствует, что родители с уважением относятся к его желаниям и нуждам. И легче смирится с запретами.

интересное в сети