Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Ой, как смешно

Выяснить природу смеха пытались и физиологи, и психологи, и философы. Но детский смех так беззаботен и чист, что никому и в голову не приходит задуматься о его причинах. А ведь в нем можно найти немало ценных «подсказок» о том, что может сделать малыша счастливым.

2 апреля 2013
Ой, как смешно

Праздник чувств

Малыши начинают улыбаться приблизительно в двухмесячном возрасте. Они скорее копируют выражение маминого лица, но очень скоро их улыбки начинают выражать собственное удовольствие. Все потребности крохи удовлетворены: он покушал, штанишки сухие и чистые, его держат надежные руки. Пережив приключение, каким стало для него появление на свет, малыш ищет в новом для него мире собственную систему координат. Ощущение полной безопасности ребенку совершенно необходимо: только в умиротворенной обстановке напряжение понемногу оставит его, и он сможет начать выражать свои эмоции, в том числе и удовольствие.

Детский смех – не только грандиозный подарок для тех, кому он адресован, но и прекрасный стимулятор развития для самого малыша.

Ну а дальше количество приятных ощущений, а с ними и поводов для смеха будет расти до бесконечности. Ведь тело малыша, подобно сверхчувствительному музыкальному инструменту, отзывается даже на самый легкий контакт. Ребенка радуют не только ощущения собственного тела, за которым ухаживают нежные руки, но и забавные открытия, которые он делает самостоятельно. «Когда я переодеваю сына, − рассказывает одна мама, − то даю ему поиграть с обычной зубной щеткой. Он ужасно любит щекотать ею свои пятки или ушки. Ему уже год и месяц, но эта игра по-прежнему вызывает восторг».

Многие родители рассказывают, что при виде ванночки их маленькие купальщики начинают радоваться еще до того, как на них попадет первая капля воды. Кстати, то удовольствие, которое и взрослые, и самые маленькие получают от водных процедур, психологи напрямую связывают с воспоминаниями нашего тела об амниотической жидкости.

Ой, как смешно

Пообщаемся?

Желание общаться появляется у ребенка гораздо раньше, чем он начинает говорить. И первыми улыбками он отвечает на то, что происходит вокруг.

Известно, что во время сна на губах новорожденных часто появляется «ангельская улыбка». И хотя эта мимика обусловлена чисто физиологическими причинами, мамами она всегда воспринимается как искреннее проявление счастья. Но эти первые, почти бессознательные улыбки не идут ни в какое сравнение с активным смехом, которым чуть позже радует нас уже на несколько недель повзрослевший ребенок. Этот смех − не только грандиозный подарок для тех, кому он адресован, но и прекрасный стимулятор развития самого малыша.

Смех рождается от смеха. Веселью обязательно нужен отклик. Ребенок как губка впитывает наши эмоции: то, как он будет смеяться (и будет ли вообще), очень зависит от состояния матери − спокойного или тревожного. Детский смех рождается из потребности общения с близкими людьми, а впоследствии помогает ребенку приобщиться к группе его сверстников. Трехлетние дети прекрасно понимают друг друга. Это их способ отделить себя от мира взрослых. Их общий смех − знак принадлежности к группе сверстников, первый выход за пределы треугольника «папа, мама, я».

Юмор – весьма ценное подспорье в воспитании. Смехом можно решить многие зашедшие в тупик конфликты.

Рождение юмора

С чувством удовольствия от нарушения запретов дети знакомятся довольно рано, еще до того, как пойдут в детский сад. Так, шутник, который в годовалом возрасте верещит на все голоса, чтобы развеселить окружающих, в два года наберет из ванны в рот мыльной воды, чтобы обрызгать брата, в пять станет изобретать смешные, но не «политкорректные» слова, а еще через год будет заходиться от смеха, обнаружив в облаке сходство, скажем, со слоновьей попой…

И совсем не случайно «глупые» шуточки на тему «пи-пи» и «ка-ка» появляются в детских разговорах именно после того, как были выброшены последние подгузники и перестали пачкаться штанишки. Все эти хихиканья ясно говорят: «Мы уже взрослые и способны посмеяться над несмышленым и неопрятным существом, которым были когда-то!»

Ой, как смешно

Все по порядку

Первый год: вопрос физиологии
Собственное тело доставляет малышу массу приятных ощущений, вызывающих сначала улыбку (в возрасте примерно восьми недель) и смех (месяца в три). Его радуют ласки, нежная щекотка, приятные звуки, знакомые голоса и взгляды…

Второй год: веселое приключение
В годовалом возрасте жажда приключений растет, равно как и тяга к освоению новых пространств. Количество приятных впечатлений умножается по мере того, как расширяется свобода передвижений: вспомним победный смех, знаменующий первый шаг малыша! Его веселит все, что движется, будь то летящий самолет или спуск с детской горки. А как приятно сломать собственноручно построенный из кубиков домик!

Юмор пригодится, когда ребенок впадает в кризис тотального переченья. Не прибегая к иронии, которая может ранить, лучше разблокировать зашедший в тупик конфликт при помощи смеха. В любом случае не нужно драматизировать ситуацию. малыш забудет о слезах, обнаружив, что можно посмеяться!

Третий год: волшебные смешинки
На этом этапе все описанные выше виды смеха сливаются воедино. Догонялки, прятки, щекотка, игра в самолет – все это очень здорово. По мере развития речи смех выходит за рамки физиологических ощущений и становится более «интеллектуальным». Смех в компании ровесников часто позволяет им завязать дружеские отношения – чего малыши пока не способны сделать, завязав разговор.

Четвертый год и старше: преодоление запретов
Искаженные слова и «сальности» имеют большой успех в детской аудитории – при условии, что их произносят сами дети. Если «плохие слова» говорят взрослые, детей это шокирует. Ведь нарушать приятно только те правила, которые соблюдаются всеми остальными… Начиная чувствовать смешное в словах и мыслях, дети одновременно учатся видеть комическое в книжках, мультфильмах.

Ой, как смешно

Ну что, поиграем?

В год

ВСЕ НЕ ТАК В год вы можете повеселить ребенка, демонстрируя ему необычное поведение. Покажите, что собираетесь есть, поднеся ложку к уху, или наденьте детскую шапочку себе на голову или ботинки на руки.

  • Сделайте вид, что испугались, например, прыгающего мяча − смешно, игриво, измененным голосом восклицая: «Ой, боюсь, боюсь!»
  • Сделайте вид, что хотите выпить кашу из бутылочки малыша.
  • Можно положить яблоки или мягкие игрушки на животик малыша и так перенести их в другую комнату.

Проявляйте фантазию: любое действие, непривычное для годовалого малыша, способно его рассмешить.

ДРУГОЙ ГОЛОС Изменяйте голос и говорите за разные игрушки. Покажите крохе маленький спектакль со зверюшками, которые, например, играют в догонялки. Дайте одну игрушку малышу, пусть он пытается убежать ею от вашего персонажа, прятать ее и поднимать вверх. Изменять голос можно во время практически любой игры. Можно попробовать говорить в трубу (свернутую газету) или какой-то сосуд. Предложите и малышу погудеть в трубу.

ЩЕКОТКА Беспроигрышный вариант. Важно, что малыш ожидает щекотания еще до того, как вы коснетесь его тела. Он уже хохочет и просто падает от смеха. Предложите крохе щекотать плюшевую игрушку. Скажите малышу: «Пощекочи мишке ножку!» − и покажите ножку медведя; «Пощекочи мишке животик!» − и т. д. Когда ребенок начинает щекотать мишку, трясите игрушку, как будто ей очень смешно, и громко смейтесь. После каждого игрушечного щекотания легонько пощекочите ребенку то же место – восторг гарантирован.

Ой, как смешно

После трех лет

ВЕСЕЛАЯ МОРДАШКА Эта игра формирует координацию движений и является логопедическим упражнением, но это не самое главное ее предназначение. Это игра-шутка, игра-фокус. Дети быстро разбираются с ее правилами и сами демонстрируют эту шутку другим.
Легонько стукните себя по голове и одновременно высуньте язык. Теперь потяните себя за левое ухо и тут же отведите язык влево, потом повторите движение вправо. В завершении фокуса потяните себя за шею и сразу же уберите язык.
Вам показалось, что взрослому человеку несерьезно заниматься такими вещами? Вы не правы: рассмешить − это очень серьезное и важное дело.
Вы можете, прикрывая лицо руками, каждый раз очень серьезно менять выражение радости на грусть и обратно. Теперь пусть попробует кроха.

СМЕЯТЬСЯ ЗАПРЕЩЕНО! Играющие дети (хорошо, если вы организуете три-четыре человека − это могут быть друзья ребенка, его старшие братья и сестры) по очереди должны повторять одно слово «Я» и не засмеяться. Кто из детей не выдержит запрета первым, должен добавить к слову «Я» какое-то название или просто свое имя. Остальные дети продолжают повторять по очереди только «Я». Следующая ошибка − прибавление нового слова. В общем, не рассмеяться в этой игре невозможно! Смешинка так и попадает в рот каждому играющему по очереди.

ИГРА С ТЕНЯМИ Играть нужно в солнечный день. Задача − запрыгнуть на тень противника. Можно стараться спрятать свою тень в кустах, но при этом все же пытаться одержать победу первому.
После игры тени можно обвести мелом. Пусть ребенок встанет в забавную позу, а вы постарайтесь придумать еще более веселое положение тела. Дорисуйте теням на асфальте глаза и носы, а главное − улыбки!

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения