Почему дети за нами все повторяют?

Вы показали ребенку язык – он ответил вам тем же, вы открыли дверцу шкафа и замечаете, как малыш открывает соседнюю, вы мешаете ложкой кашу, а в песочнице он мешает палочкой песок, в точности копируя ваши движения. Ребенок повторяет все наши жесты, все гримасы и действия. Почему это происходит?
еще раз учиться!

Весь процесс обучения у ребенка происходит через подражание. Так он учится улыбаться, ходить, говорить. Но в возрасте двух лет ситуация меняется: подражание становится осознанным.

С крайне заинтересованным видом ребенок становится рядом с вами и повторяет ваши жесты, когда вы чистите зубы или загружаете посуду в посудомоечную машину. Для него это игра, из которой вполне можно извлечь пользу, скажем, обучив ребенка основным правилам личной гигиены. Даже если вам не нравится видеть себя в ребенке как в зеркале, не прерывайте его. Один из основоположников отечественной психологии Лев Выготский говорил, что обучение существует там, где есть возможность интеллектуального подражания. Чаще всего действия, которые имитирует ребенок, сложны и новы для него.

Всего несколько месяцев назад он еще не был способен планировать свои действия. Сейчас он сначала думает, а потом принимается за дело. Он умеет ставить цель («Папа моет машину, а я вымою свой трактор…») и способен представить необходимые для достижения своей цели этапы («Мне нужно взять ведро, губку, мыло, налить воды…»). Его долговременная память также очень далеко продвинулась: например, он стал способен повторить сценку, свидетелем которой был несколько дней назад.

хочу как мама (папа)!

Все маленькие девочки и даже мальчики когда-нибудь перемазывают лицо маминой косметикой, примеряют ее колье или играют с куклой. В этом нет ничего плохого. Однако через некоторое время у ребенка появляются действия, повторяющие родителя своего пола. Мальчики карикатурно изображают из себя «маленьких мужчин». Что касается девочек, они играют в «мам», становятся кокетливы, то есть явно демонстрируют образцы женственности. За счет такого копирования ребенок идентифицируется со своим полом.

После трех лет подражание проявляется в сюжетно-ролевой игре. Дети начинают проигрывать человеческие отношения взрослых: конфликты, любовь, поведение… Таким образом они постигают смысл общения людей.

Понимание того, кто же я – мужчина или женщина, помогает малышу в формировании личности. Кроме того, по мнению Зигмунда Фрейда, копируя родителя одного с собой пола, ребенок стремится превзойти его в глазах родителя противоположного пола, завоевать его.

влиться в коллектив

Основатель вальдорфской педагогики Рудольф Штейнер говорил, что ребенок является «органом чувств». Все, что происходит в его окружении, производит на малыша глубокое впечатление и побуждает его повторять, воспроизводить то, что он видит и чувствует. Именно за счет подражания могут сформироваться у ребенка положительные или дурные привычки. Так что будьте осторожны, если у вас есть привычка ругаться за рулем или обсуждать новую прическу соседки. Однажды ваш ребенок все это повторит в самый неподходящий момент. Именно поэтому хотя бы в первые несколько лет жизни, когда подражание – основной способ обучения для ребенка, действия близких малышу людей должны быть красивыми, добрыми – заслуживающими повторения. Кроме того, в дошкольном возрасте у ребенка появляется стремление войти в ту или иную группу, приняв нормы поведения, характерные для ее членов. Поэтому, например, во время просмотра мультфильма ребенок смеется в те моменты, когда смешно вам. Он просто упражняется в изображении поведения, которого мы можем от него ждать в данной ситуации. По той же причине дети часто перенимают способы действий не только у взрослых, но и у сверстников. Достаточно, скажем, одному из детей начать бегать, играя в индейцев, как остальные дети один за другим присоединяются к нему. Так что подражание можно считать очень важным факторам социализации.

Привлечь внимание

Растроганный взгляд и улыбка отца, когда он увидел своего сына на диване, с очками на носу, углубившегося в чтение газеты, не ускользнут от маленького. Поэтому он снова и снова с удовольствием разыгрывает эту сцену. Подражая вам, ребенок хочет развеселить вас (это начальная форма юмора), а также завоевать ваше расположение и устранить непонимание, которое может возникать между вами. Даже если ваш малыш выглядит нелепо, не иронизируйте – вы можете задеть его чувства. Иногда даже своими негативными действиями ребенок старается обратить на себя внимание: он как будто проверяет родителей, изучает их реакцию. Вспомните, например, как все мы когда-то приносили из детского сада «нехорошие» слова, которые по страшному секрету сказал кто-нибудь из сверстников, и, громко произнося их вслух, ждали, что же на это ответит мама.

интересное в сети