Помогите сыну лучше учиться в школе!

По родительской статистике, мальчиков по крайней мере в четыре раза чаще, чем девочек, вызывают в школу по поводу низкой успеваемости и поведения на уроках. Девчонки обходят мальчишек в тестах по чтению и письму, частенько идут вровень в результатах по математике и обгоняют в естественных науках. Разница между двумя полами в академической успеваемости со временем только растет. Почему?

Отчасти потому, что они начинают обучение в невыгодных для себя условиях. «Трое из каждых четырех мальчиков в типичной группе детского сада гораздо более активны физически и менее развиты интеллектуально, чем девочки», считает воспитатель детского сада Надежда Волкова . Но в детском дошкольном учреждении требуют от детей сидеть спокойно и выполнять задания на бумаге, рисовать, раскрашивать, клеить аппликации, лепить из пластилина, либо просто тихонько играть. Педагог на любых занятиях ориентируется на девочек – они быстрее сосредотачиваются, концентрируют внимание. А мальчишки пока раскачаются, занятие идет к концу.  А активным играм в детском саду уделяют меньше времени, тем более, если погода не способствует длительным прогулкам». Эта тенденция превратила помещение группы детсада в не особенно привлекательное для мальчиков место.

Мальчики «созревают» медленнее девочек

Научные исследования показали удивительную разницу между мозгом 4-х летних девочек и мальчиков. Как правило, лобные доли девочек – область, которая фиксирует внешние раздражения, - гораздо более активны, чем у мальчиков, и развиваются в раннем возрасте. Также женский мозг от природы запрограммирован вырабатывать больше серотонина, химического вещества, стимулирующего самоконтроль. Девочки начинают обучение, обладая большей способностью сосредоточивать внимание на протяжении значительного промежутка времени и выполнять многоэтапные указания. Мальчики гораздо чаще отвлекаются, и создается впечатление, что они ведут себя беспокойно. «Способность к концентрации внимания развивается у мальчиков к 8 годам, но, как правило, до взросления, они могут сконцентрироваться на чем-либо на протяжении меньшего времени, чем девочки. Фактически половина 5-летних мальчиков неспособна удерживать внимание более 20 минут, утверждает детский психолог Анна Воронцова

Мальчикам труднее усидеть на месте

В отличие от девочек, мальчики ориентированы на физическую активность. Им гораздо труднее усидеть на месте, чем девочке того же возраста. У мальчиков также значительно выше уровень дофамина, химического вещества, которое помогает движениям тела и информационному потоку в мозге. Американские исследователи предположили, что двигательная активность улучшает оперативную память мальчиков. Мужской мозг, как правило, входит в период минимальной активности гораздо чаще, чем женский, поэтому ерзание и движение действительно помогает мальчикам «взбодриться» и соответственно, лучше усвоить информацию.

Мальчикам нужно больше времени 

Большинство из нас училось читать  только в первом классе школы. Однако сегодня от детей ожидают овладения этим навыком уже к окончанию детского сада. Образовательные стандарты изменились, а вот детская природа – нет, и подталкивание к раннему овладению чтением вредит мальчикам гораздо больше, чем девочкам. У представительниц женского пола в области мозга ответственной за речь больше нервных окончаний, чем у мужчин. Поэтому девочки обычно начинают говорить раньше, чем мальчики, им легче строить длинные предложения. Соответственно и в школе на уроках чтения и письма девочки обычно превосходят сверстников мужского пола. В ходе масштабного исследование Технологического университета Вирджинии выяснилось,  что зона мозга, отвечающая за речь у среднестатистического  5-летнего мальчика, равна по величине той же зоне типичной девочки трех с половиной лет. (И наоборот: область мозга, отвечающая за математику и геометрию, у мальчиков формируется немного раньше, чем у девочек).

Если вы будете заставлять мальчиков читать до того, как они будут готовы к этому с биологической точки зрения, это принесет им больше вреда, чем пользы. Девочки часто становятся «звездами» класса в первые годы обучения в школе, в то время как мальчики пытаются догнать их и испытывают разочарование. В последнее время педагоги начальных классов все чаще говорят о том, что усложнение программы начальной школы не идет на пользу большинству мальчиков. К восьми годам многие из них решают, что учеба – это напрасная трата времени.

как же помочь сыну справиться с учебой?

Найдите подходящий детский сад.

Никита – типичный активный, энергичный пятилетний мальчик, но его воспитатели в детском саду никогда не одобряли его бурную деятельность.

«Они все время пытались его успокоить, - рассказывает мама Никиты, Дарья. – Воспитателям не нравилась его повышенная активность; они мне неоднократно говорили, что его способности к обучению ниже средних, несмотря на то, что он знал все буквы алфавита, много стихов наизусть и умел считать до ста. Я проконсультировалась с психологом -  у сына не обнаружили признаков  синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ ) и я успокоилась. Однако в первом классе у него также возникли проблемы с успеваемостью и поведением. Он вертелся на уроке, невнимательно слушал учительницу, из-за этого делал глупые ошибки в тестах и контрольных».

Поскольку мальчики лучше всего обучаются в действии, «академически строгий» подход, возможно, подойдет вашему ребенку хуже, чем «игровая» обстановка. Чтобы получить правдивую картину, лично посетите группы. Пообщайтесь с воспитателями. В идеале педагог должен активно использовать игровые элементы  в любом виде обучения. Узнайте, чем заполнены паузы для отдыха. Самостоятельные игры дают детям возможность потратить излишек энергии и одновременно стимулируют важные социальные связи.  Поинтересуйтесь, сколько времени уделяется физической активности.

Позвольте ребенку делать то, что он любит.

Что бы это ни было – динозавры, машинки или бейсбол – ваш сын наверняка чем-то очень увлечен. Поддерживайте его страсть, покупая книги на эту тему, посещая музеи и библиотеки, строя модели и смотря документальные фильмы. Ваш сын сам выберет такие ценные для него языки, математику, естественные или общественные науки, что повысит его мотивацию к обучению. Узнайте в школе, есть ли там кружок по предмету, который его особенно интересует. Поговорите с учителем – практически на любую тему он сможет сделать доклад на уроках по окружающему миру, на некоторые темы по математике и литературному чтению.

Давайте ему передышку.

Конечно, домашние задания никто не отменял, но удержитесь от занятий чтением и письмом сразу же после школы. После долгого дня в классе мальчикам нужно немного времени, чтобы побегать и поиграть в мяч. Дайте ему возможность подвигаться, и это прибавит ему активности и во время выполнения домашних заданий. Мальчикам нужна возможность выпускать пар хотя бы дома, тогда в школе им будет проще сдерживать свои импульсы во время урока.

Не навешивайте ярлыки.

Полные энергии, эмоциональные мальчики если и не притягивают к себе ярлык СДВГ,  то вызывают беспокойство у педагогов, которым они делятся с родителями. Если учитель высказывает озабоченность  по поводу его поведения или внимания, попросите изложить все в деталях. «Ерзанье на стуле во время длинного урока не должно слишком волновать, в отличие от других признаков: стоит насторожиться, если ребенок демонстрирует регулярную неспособность выполнять указания педагога, постоянно перебивает других или выказывает опасное, импульсивное поведение (например, постоянно выбегает на лестницу, куда выходить во время перемены запрещено), говорит детский психолог Анна Воронцова.

Мальчики хорошо обучаются в соревновательных ситуациях – они обычно показывают лучшие результаты в тестах с заданиями на время!

Прислушивайтесь к его эмоциям.

Не секрет, что девочки достаточно эмоциональны и для них любые проявления чувств вполне естественны. Но это не означает, что мальчики должны на все реагировать хладнокровнои стоически переносить любые неудачи. И тем внимательнее вы будете к их плохому настроению, тем легче им будет пережить неуспех и не разочароваться в учебе.

Будьте конкретны.

Длинные нотации ни к чему. Мальчики кратковременно реагируют на эмоциональный фактор. Задачи ставьте коротко и ясно, ваш сын должен понять, что от него хотят с первых предложений, если вы пуститесь в длительные объяснения, он просто отключится.

Дайте простор мышлению.

Мальчики как правило мыслят интереснее и нестандартнее девочек.  Им лучше удается поисковая деятельность.  В любых заданиях лучше объяснять не до конца и предлагать поискать решение. А вот тщательность исполнения у мужской половины населения хромает. Любой педагог начальных классов подтвердит, что на обложках тетрадей с идеально оформленными заданиями мужские имена встречаются крайне редко. Мальчикам неинтересно оформление – приучать к порядку в этом направлении надо дозированно, понемногу каждый день и ни в коем случае не давить.

Обратите внимание на мелкую моторику.

Там где нужна работа пальцев – удержать карандаш, застегнуть молнию, собрать мелкие детали мальчики оказываются в проигрыше. Поэтому упражнений на развитие мелкой моторики у них должно быть больше, чем у юных леди. Постоянная тренировка позволит им  снять  напряжение, связанное с обучением письму.

Подумайте, не рано ли вы отдаете сына в школу.

Сегодня есть тенденция отдавать детей в школу пораньше. Шесть с половиной или семь с половиной лет – это большая разница. Поговорите с его воспитателем и психологом в детском саду, чтобы оценить, готов ли он к следующему этапу. Если мальчик без проблем играет с другими детьми, выказывает интерес к книгам, буквам и числам, может сосредоточить внимание на сборке паззла или рисовании, по крайней мере, в течение 20 минут, возможно, он уже готов. Если вы решили подождать, не бойтесь, что ребенок будет отставать от своих сверстников. «Образовательный процесс – не гонка», - говорит детский психолог Анна Воронцова. – «Его цель – не увидеть, кто пришел первым, а развить любовь к обучению. И если это означает, что вы дадите шестилетнему мальчику возможность лишний год погонять мяч во дворе вместо занятий прописями, хуже от этого не будет».

интересное в сети