Приучаем ребенка делать уроки самостоятельно

Домашняя работа – тихий ужас большинства родителей младших школьников. Папы и мамы словно снова садятся за парты. А надо ли? Ведь они этот путь уже прошли. Поэтому забываем присказку «хочешь сделать дело хорошо, возьмись за него сам». Такой подход вредит ребенку.

Родители многих 7- и 8-летних детей знают, как те неохотно садятся делать домашнее задание. Особенно если у школьников есть еще дополнительная нагрузка вроде музыкальной школы или спортивных секций. Что нужно сделать, чтобы ребенок брался за «домашку» самостоятельно?

«И у меня на это 5 причин»

Если ученик регулярно отлынивает от домашнего задания, значит, у него есть на то причины. Пройдемся по основным.

1. Маленький ученик не вышел из игрового режима.

Как правило, это детки 1–2 класса. В школе учебный процесс организует учитель. А дома? Иногда ребенок просто не знает, что надо делать, чтобы сесть за уроки. В таком случае поможет список дел. Распишите и разберите подробно все действия вместе: во сколько, что для этого нужно, необходимые предметы, когда сделать перерыв. Чем ярче и подробнее чек-лист, тем легче и быстрее настроится ребенок на уроки. Вы можете также подготовить отдельные списки для русского, математики, чтения.

2. Не понимает тему урока.

Например, пропустил по болезни и не смог разобраться. Спросите, в чем конкретно он испытывает затруднения, и помогите восполнить пробелы в знаниях.

3. Его пугает объем.

Такое часто случается с детьми, которые работают очень медленно. Научите ребенка разбивать учебный материал на отдельные части и делать перерывы в работе. Лучше, если 15 минут ребенок будет заниматься уроком, а затем 5 минут у него отдых. Вот небольшая игра для переключения внимания. Например, договоритесь вместо числа, в которое входит цифра 3, хлопать в ладоши: 1, 2, хлопок, 4, 5, хлопок и т.д.

Приобретите «Доббль». Это динамичная игра на переключение внимания, скорость реакции, и отличный способ отдохнуть между уроками.

4. Учеба дается ребенку слишком легко.

Это тоже может стать проблемой: ему попросту будет просто скучно сидеть за уроками. Самое лучшее – подобрать такие кружки, дополнительные занятия, которые будут поддерживать его познавательную активность и интересы. Понять, что вашему ребенку неинтересно учиться, можно по таким моментам: у нет проблем с успеваемостью, но учитель жалуется, что он отвлекает на уроке других ребят; быстро и легко выполняет задания, которые вызывают интерес, но оттягивает время уроков всякий раз, когда ему не нравится предмет или тема; открыто говорит, что ему скучно, ничего нового.

5. Ребенок чрезмерно рассеянный.

Он не может сосредоточиться надолго, быстро забывает то, что проходили в школе. 
В таких случаях родители нанимают репетиторов, чтобы исправить оценки и помочь с уроками. Но здесь куда важнее выяснить причину трудностей и направить усилия на ее устранение – восстановить функции внимания, памяти, мышления. 

Чаще всего причиной рассеянности у школьников становятся: низкий уровень работоспособности, не сформированное по возрасту мышление, импульсивное восприятие, хронические заболевания, последствия неблагополучного появления на свет, травмы головы.

Надо подобрать правильное питание и витаминный комплекс, соблюдать режим дня, исключить чрезмерную нагрузку, сократить время, проведённое за планшетом и телевизором. Также стоит обратиться к детскому неврологу, нейропсихологу и окулисту.

Скамейка запасных (+2)

Выше перечислены пять самых распространенных причин, по которым ребенок не хочет делать домашнее задание. Но есть еще две, о которых тоже стоит упомянуть.

6. Страх перед родителями.

Дети не говорят об этом прямо, но в ходе игры и беседы можно узнать, что дети боятся собственных родителей. Когда взрослым не хватает терпения, они начинают кричать на ребенка, обзывать обидными словами, иногда доходит до прямых угроз: «Будешь неделю сидеть без мультиков». Всё это негативно сказывается на внимании.

7. Страх перед учителем.

Если педагог высмеивает ученика перед всем классом, отчитывает за промахи, подчеркивает его неудачи, то ребенку сложно сосредоточиться на уроке, он отказывается отвечать у доски, зажимается и боится обращаться за помощью.

оКрики, чрезмерная строгость – все это отталкивает детей от домашних уроков и от учебы в целом.

Прежде чем переходить к наработке самостоятельности и ответственности за уроки, важно понять, какие из перечисленных семи причин имеют отношение к вашему ребенку. Если вы нашли хотя бы одну причину, которая мешает ребёнку, направьте усилия на ее устранение. А теперь уже можно подумать над тренировкой самостоятельности.

8 шагов к успеху

Установленный порядок – основа самостоятельности. Его нужно выработать. Как это сделать?

1. Настройтесь сами. Терпение и доброжелательность – вот что вам понадобится. Если вы напряжены, это будет передаваться ребенку и вызывать сопротивление.

2. Приготовьте часы или таймер. Черновые листы, где можно быстро черкать при необходимости. Ручки, линейки, карандаши, учебники. Все должно быть под рукой с самого начала.

3. Придумайте вместе «позу внимания», т.е. действие, которое будет возвращать внимание ребенка к урокам. Например, сделать глубокий вдох и потянуться мысленно макушкой к потолку. 

4. Пусть ребенок выберет предмет, с которого начнет. Приятно же иметь иллюзию свободы выбора («с чего начнешь, с русского или математики?»). Пусть она у малыша будет.

Предложите ребенку выпить стакан воды, растереть ладони и уши. Это активизирует отделы головного мозга и обычно повышает работоспособность.

5. Прочитайте вместе с ребенком задание к упражнению. Убедитесь, что он его понял, то есть может легко передать его суть своими словами. Если необходимо, разберите пример правильного выполнения.

6. Нарисуйте столько небольших кружков в черновик, сколько дано заданий к этому упражнению. Например, списать, подчеркнуть, выделить – это будет три круга. По мере выполнения заданий закрашивайте кружочки в черновике. Так ребенок научится делать их полностью. И главное, у него появится физическое ощущение завершенного дела.

7. Включите таймер на 20 минут. Сигнал таймера – важно. Обязательно сделайте перерыв. Пусть ребенок попьет воду, попрыгает. Прохлопайте ладонью шейно-воротниковую зону, разотрите ушки. Через 5 минут можно продолжить выполнять задание, либо перейти к следующему.

8. После каждого задания предложите ребенку проверить себя. Если он не видит ошибку, просто покажите и помогите исправить. Иногда родители добиваются, чтобы ребенок непременно сам указал на ошибку, чем накаляют обстановку и усиливают усталость. Помните о том, что ученик уже несколько часов провел за уроками в школе, просто спокойно помогите ему. С каждым днем он будет внимательнее.

Если чувствуете, что ребенку действительно не дается какая-то тема, сначала объясните и научите и только потом спрашивайте.

правильная похвала
Поддержать энтузиазм ребенка можно следующими фразами:
  • «ты укладываешься по времени, молодец»; 
  • «сегодня ты работаешь быстрее, чем вчера»; 
  • «у тебя получается, часть работы ты делаешь сам»;
  • «смотри, у нас останется время для игры, ты все успеешь».
Когда ждать плодов?

Сначала все пойдет не так быстро, как хочется. Но если отрабатывать навык ежедневно примерно в одно и то же время, следовать рабочим циклам по 20 минут, доброжелательно направлять внимание и поддерживать в трудностях – точно все получится.

Примерно через месяц можно будет переходить на условно самостоятельную работу. Вы сможете оставлять ребенка одного на то время, когда он работает по таймеру после совместного разбора. Постепенно вы придёте к тому, что он будет опираться на чек-листы и обращаться к вам за помощью там, где что-то непонятно. Самостоятельность наработается, дайте время и будьте терпеливы. И однажды ваш ребёнок обязательно скажет: «Уроки? Легко!»

шаг за шагом
Вот пример чек-листа для мамы первоклассника, который она  должна предложить своему ребенку. Желательно распечатать эту инструкцию и повесить на видное место.
  • Прозвенел будильник – пора делать уроки.
  • Выключи телевизор, планшет, телефон. Убери все лишнее с рабочего стола. Приготовь учебники, тетради, черновик, пенал.
  • Просмотри в дневнике всё, что задали на сегодня. Выпиши названия предметов в черновик и пронумеруй их.
  • Выпей стакан воды. Разотри ладони или похлопай в ладоши 10 секунд.
  • Открой учебник на нужной странице, прочитай задание к упражнению.
  • Нарисуй в черновике столько кружочков, сколько предстоит выполнить заданий. Заведи таймер на 20 минут.
  • Начинай выполнять задание.
  • Когда сработает сигнал таймера: встань, выпрями спину, разверни плечи и мысленно потянись макушкой вверх.
  • Разотри уши, выпей воды. Можно похрустеть хлебными сухариками или орешками. Не более 5 минут.
  • Заведи таймер на следующие 20 минут и продолжай выполнять задание.
  • Зачеркивай кружочек в черновике, когда задание выполнено и приступай к следующему. Когда выполнишь все задания, проверь себя и вычеркни в черновике тот предмет, который закончил полностью.
  • Каждый раз, когда чувствуешь, что устал, вставай ногами на ортопедический «колючий коврик» и массируй ножки. Руки разминай шариком с круглыми «шипами».
  • Открой дневник, собери портфель по расписанию.
интересное в сети
‡агрузка...