Развитие памяти

Какая мама не мечтает, чтобы ее малыш был самым-самым, в том числе и самым умным? Все родители хотят, чтобы их ребенок добился в жизни успеха, и многие полагают, что для этого необходимо как можно раньше развивать память своего маленького. В этом есть доля истины, ведь ни для кого не секрет – память является своеобразным «сосудом» для хранения знаний. Но так ли необходимо приступать к обучению в столь раннем возрасте?

Вот вы, например, помните свой первый день рождения? Конечно, нет! Хотя ваши папы и мамы наверняка отметили это радостное событие по всем правилам. Обычно человек помнит себя начиная примерно с трехлетнего возраста, а все, что происходило до этого, на первый взгляд и не запоминается. И какая бы прекрасная память ни была, мы все равно вряд ли сможем заглянуть в прошлое дальше первого года в детском саду.

То, что интеллектуальные способности формируются еще до рождения человека – давно доказанный факт. К примеру, одна будущая мама в совершенстве владела двумя языками – французским и русским. Но во время беременности говорила только по-французски. Когда кроха появился на свет, оказалось, что ему больше нравится французская речь. Ведь этот язык ему уже был знаком, он слышал его на протяжении девяти месяцев, и потому именно французский сразу после появления на свет стал для него более понятным и приятным.

Другой пример – музыкальный. Американка в период беременности ежедневно смотрела один и тот же сериал. А потом вдруг окружающие заметили, что музыкальный фон из этого телефильма успокаивал малыша лучше, чем любая другая музыка!

Действительно ли сознание ребенка вытесняет воспоминания, как считал Фрейд? Отражаются ли воспоминания раннего детства на личности ребенка, хотя бы подсознательно? На самом деле, любые события этого периода, счастливые или грустные, накладывают отпечаток на будущее восприятие жизни, манеру вести себя и взаимодействовать с другими людьми. Как бы вы ни старались, ребенок никогда не вспомнит ни свой первый Новый год, ни даже второй, но эмоции в его памяти останутся, и именно они будут формировать его личность.

Система поиска

Начиная с годовалого возраста ребенок хорошо усваивает факт существования объекта, он понимает, что его игрушки могут лежать в разных местах, и начинает искать те, которые ему нужны. К 18 месяцам он может вспомнить, где видел игрушку в последний раз, и начинает искать ее именно там… Хотя и тут мнения расходятся.

Дети скорее запоминают именно ту информацию, которая им интересна или связана с получением удовольствия.

Психолог Жан Пиаже считал, что до 9 месяцев ребенок не способен запоминать объект, который находится вне поля его зрения. Поэтому он не будет стремиться его найти: Жан Пиаже считает, что для ребенка этот объект просто перестает существовать. Но есть ученые, которые считают, что ребенок способен осознавать существование объекта, а его пассивность при его исчезновении из поля зрения объясняется незрелостью памяти, которая мешает ему вспомнить местонахождение.

Прогресс налицо

Что же все-таки запоминает ребенок и запоминает ли вообще? В возрасте 1–2 лет малыш невероятно быстро впитывает в себя информацию, но вспомнит ли он в будущем о том времени, когда был совсем маленьким? Над этими, как, впрочем, и многими другими вопросами, касающимися развития человека, ломают голову ученые.

Процесс накапливания информации начинается с того, что сразу после рождения включается и прогрессивно развивается так называемая память знаний, рассуждения и следствия. Мы можем заметить, как уже в возрасте нескольких недель маленький успокаивается, видя маму, потому что в своей памяти он уже запрограммировал эту картинку как ассоциацию, связанную с теплом рук, едой, защищенностью...

Через нескольких месяцев, когда количество нейронных связей увеличивается во много раз, мозг малыша уже способен накапливать более сложную и разнообразную информацию, а не только ту, которая касается его естественных потребностей. В возрасте 1 года малыш без вашего напоминания может повторить то, чему вы его уже успели научить: помахать ручкой, когда кто-то удаляется, сделать «ладушки», «сороку-ворону», протянуть ручку для приветствия» и так далее. Он также узнает некоторые части тела – вы можете попросить его: «Покажи глазки, ушки, носик, зубки», и он с удовольствием сделает это, или: «Где киска, собачка, птичка?», «А как они говорят?» Он и это вам покажет и расскажет!

Но не требуйте от него слишком многого пока! В этом возрасте ребенок запоминает выборочно. Развитие его памя ти зависит от многих факторов, в частности от зрелости нервной системы в целом, количества нагрузки на память (чем больше ее тренировать, тем она лучше работает), а также чувств – отношения ребенка к той или иной информации – интересно ему данное явление, способно оно его увлечь сейчас или пока еще нет. Наберитесь терпения! Буквально с каждым днем интерес человечка к окружающему миру будет повышаться с молниеносной скоростью, и его кругозор обязательно расширится, конечно, с вашей помощью! Ведь именно мама призвана природой не только защищать и выхаживать свое чадо, но и обучать его премудростям жизни, так же как и необходимым способам выживания и устойчивости в сложном мире.

Помогать запоминать

Создайте условия для концентрации внимания. Например, это можно сделать так: когда малыш листает книжку, собирает пирамидку или мозаику, строит башню из кубиков, старайтесь ограничить отвлекающие источники информации – выключите радио и телевизор. Ведь чем лучше он сможет сконцентрироваться, тем эффективнее будет работать его память.

  • Разучивайте с ребенком считалки
  • По вечерам уделите ребенку время – просто поговорите с ним! Попросите его поделиться впечатлениями прошедшего дня! Это важно не только для развития памяти, но и для установления теплых дружеских отношений между вами.
  • Малыш нечасто видит бабушку и дедушку? Когда вы звоните им, дайте послушать ребенку их голос!
  • Показывайте своим детям фотографии, на которых они совсем маленькие, а также общие семейные снимки или видеосъемки прошедших периодов жизни, например праздника в детском саду.

«В 2 года Саша знала наизусть весь алфавит, но потом она его забыла! - сетует Софья. – Муж окончил инженерный институт, и ему хотелось, чтобы дочь пошла по его стопам. Когда ей исполнилось 1,5 года, он начал обучать ее алфавиту и добился того, что в 2 года она знала его наизусть! А потом на мужа навалилось много дел, в течение нескольких недель он возвращался домой поздно. Так Александра лишилась «репетитора». Когда муж захотел, чтобы она повторила наизусть алфавит, выяснилось, что малышка все забыла, а прошел всего месяц! С тех пор муж разочаровался и оставил попытки обучения по такой программе».

«Анатомия» памяти

В настоящее время ученые, занимающиеся изучением памяти, не могут с точностью сказать, почему мы так плохо помним наши первые 3–4 года жизни. Пока доподлинно неизвестно, как работает наша память, какие нейроны и каким образом кодируют в воспоминаниях человека «лицо любимой бабушки». Но зато биологи могут вычислить, какие логические преобразования с нейронными сигналами выполняет гиппокамп. Этот участок головного мозга, предназначенный для накопления эпизодических воспоминаний (не знаний, а именно событий, мест, лиц), в раннем детстве находится в стадии развития. Есть мнение, что гиппокамп, подобно жесткому диску компьютера, сжимает информацию, чтобы освободить место новым данным. Начиная с 1,5–2 лет ребенок может вспомнить, что он делал вчера, особенно если это произвело на него впечатление, но через 6 месяцев все это с тем же успехом полностью забывает. Такое состояние называют детской амнезией, и причин ее существует несколько. Возможно, это происходит потому, что крохе не хватает инструмента, важного для накопления и извлечения воспоминаний, – языка. К малышу еще не пришло осознание собственного «я». Ребенок начинает говорить «я» лишь в возрасте около 2 лет. Чтобы развивать то, что в психологии называют автобиографической памятью, позволяющей помещать себя в события прошлого, нужно подождать, пока человечек вырастет, сможет отличать себя от других людей и взаимодействовать с ними.

Память превосходно развивается сама по себе по мере взросления ребенка.
Знать меру

Все родители очень хотят помочь малышу развить свою память. Оглянуться не успеешь, как пора идти в школу, а там нужно будет запоминать цифры и буквы, да и много всего другого. Не пора ли готовиться: прямо сейчас, с пеленок? А то окажется в хвосте класса по успеваемости. И идут покупать развивающие память игры. Но действительно ли это необходимо в столь юном возрасте? Или память способна развиваться сама собой по мере взросления ребенка?

Малыш пристально наблюдает за окружающей средой и, ведомый жаждой открытий, запоминает много информации. Поэтому стимулировать его память не нужно. Иногда это даже вредно. Это может привести к тому, что он станет пассивно воспринимать мир, то есть привыкнет к стимуляции, вместо того чтобы проявлять инициативу к исследовательской деятельности. В любом случае, если вы будете стимулировать его память, развешивая вокруг кроватки семейные фотографии, играя с ним в развивающие игры или повторяя тысячу раз, к примеру, когда у бабушки день рождения, это все равно не поможет избежать детской амнезии, которая является естественным этапом человеческого развития. Бороться с этим? Довольно трудно, и какой смысл?

Пожалуй, лучше предоставить природе свободу действий: преодолев загадочный период амнезии, ребенок удивит вас прекрасной памятью на факты. Что касается запоминания таблицы умножения, с которой он столкнется в будущем, ему быстрее помогут навыки математического мышления, а не скучная зубрежка. А пока можно поиграть с ним в продавца, чтобы попытаться привить вкус к цифрам, или повторять считалочки. И когда наступит время отвечать на уроке математики, это ему пригодится, можете не сомневаться.

Света увидела сына Рому (1,5 года), бегущего к шкафу, где обычно бабушка складывала пришедшееся по вкусу печенье. Она удивилась – ведь с тех пор прошел уже целый месяц! Просто в его памяти отложились положительные моменты, связанные с понравившимся печеньем. Вот почему для лучшего запоминания ребенку важны не только игра, но и получение удовольствия.

интересное в сети