Ребенок и время: когда рождаются «завтра» и «вчера»?

Человек – единственное живое существо, которое осознает течение времени. Когда и как это осознание приходит к малышу?

Время – понятие абстрактное, философское, его нельзя пощупать или увидеть, но можно ощутить и осознать с помощью последовательной цепочки событий и действий. Еще в древние времена постоянно повторяющиеся циклы движения небесных светил, природных явлений, приливов и отливов вносили стабильность и предсказуемость в повседневную жизнь людей. Представление же человека о времени, о том, что оно циклично, впоследствии выразилось в форме круглых часов, стрелка которых движется по одной траектории. На таком циферблате можно увидеть и будущее, и прошлое

Отсчет пошел...

Ритмы в жизни малыша присутствуют буквально с момента зачатия – уже в утробе матери ребенок начинает воспринимать первые ритмы. Биение материнского сердца, словно «тиканье» часов, закладывает основу для формирования собственного биоритма малыша. Биологические ритмы – основа восприятия времени. Эталоном его измерения считается стук человеческого сердца (1 секунда – 1 удар), который является самой постоянной и устойчивой единицей. Этот ритм беспрекословно принимается всеми людьми, его же воспринимает и еще не родившийся малыш.

Даже осознавая в определенном смысле, что такое время, малышам трудно бывает научиться ждать, волевая сфера еще только формируется. Малыш не понимает, почему нужно ждать, почему «скоро» не может наступить сразу, зачем кончается лето... Иногда ему кажется, что взрослые могут все, и ему довольно неприятно принимать тот факт, что в мире есть вещи, неподвластные никому.

Сразу после появления на свет ребенок начинает чувствовать ритмы своего физиологического существования: стук сердца, чередование состояния голода и сытости, сна и бодрствования. У одних малышей «внутренние часы» устанавливаются довольно легко, дети быстро привыкают к определенному распорядку жизни. Если родители не предложили им режим кормления и сна, они вырабатывают его сами. У других детей, наоборот, внутри царит полный хаос, и им как раз очень необходима структура, предложенная извне, которая станет для них неким залогом предсказуемости и постоянства внешнего мира.

Между прошлым и будущим

Есть только миг… Младенцы вообще не воспринимают время. Для них нет ни завтра, ни вчера, они живут ощущениями того, что беспокоит их в данную конкретную секунду. Если младенец согрет на руках у мамы и он ощущает комфорт, то его сознание подсказывает, что это обстоятельство никогда не поменяется. Но когда крохе плохо – болит животик, мокро, холодно, нет мамы, для младенца точно так же существует только это ощущение. И он не может представить себе, что мама просто вышла и через минуту вернется с бутылочкой теплого молока и возьмет его на руки. Ребенок полон страха и одиночества, и для него не существует никаких «через минуточку».

Туманное «вчера»

Понятие о времени для малыша начинается с появления прошлого. Прошлое появляется вместе с памятью. Неосознаваемая телесная память, возникающая у малыша еще до рождения, хранит все, что происходило с ним с момента зачатия в виде странных и зачастую нелепых образов и ощущений. Способность к запоминанию объектов внешнего мира (предметов, людей, животных) начинает появляться в возрасте 4-–5 месяцев. Сначала картинка окружающей действительности очень неустойчива; более того, мозг малыша не сохраняет образ происходящего. Однако уже к году эти образы становятся отчетливыми, а ребенок понемногу приспосабливается к ритму жизни не только в течение дня, но и в течение недели.

Формируется восприятие настоящего, исходя из прошедших событий, которые уже произошли с малышом. Ребенок начинает запоминать, что в его жизни уже происходили подобные ситуации: он проснулся один в кроватке, начал плакать, и мама пришла… переодела его, а потом начинала кормить… если папа выходил из комнаты, то потом возвращался. Малыш помнит что-то из прошлого, но воспоминание все еще туманно, на него трудно опираться. Есть ощущение повторения, но то, что какое-то из этих событий произойдет снова, малыш предугадать пока не в состоянии.

Это снова повторится

К двум годам ребенок начинает хорошо понимать слова «скоро» и «попозже»; пройдет год и малыш начнет оперировать такими понятиями, как «вчера» и «завтра», хотя какое-то время сами слова дети могут путать, но смысл, который они в них вкладывают, улавливается безошибочно.

Мало кто из детей трех-четырех лет скажет вам что-то вроде «я был на море с мамой в июле», «в субботу я поеду с папой в цирк». Скорее он скажет: «Это было тогда, когда я ехал на поезде и мама купила мне синий круг», «это будет, когда папа нарядит елку». У ребенка время всегда связано с каким-то происшествием, делом. Осознание времени закладывается через случаи, которые с ним происходили, через места, в которых он был, и особенно через ритмическую деятельность.

Годам к трем у ребенка формируется осознание стабильности его повседневной жизни, предвкушение привычных событий (если в ней, конечно, существует четкий ежедневный распорядок, а не хаос). К этому моменту ребенок накопил уже значительный опыт обращения со временем, он без труда способен представлять себе продолжительность большинства привычных действий, которые переживал многократно (сон, купание, прогулка). Эти бытовые показатели становятся для ребенка первыми ориентирами во времени. В этом возрасте ему уже легче адекватно реагировать на мамины фразы «приду за тобой вечером», «поедем к бабушке завтра».

Но даже в этом возрасте, если не сформирован четкий опыт повторений, то, попав в новую ситуацию, дети испытывают неподдельный страх и тревогу. Так, например, прощание в яслях превращается на первых порах в большую трагедию, и первые пребывания в саду сопровождаются сильным стрессом и ощущением «брошенности». Уверения мамы в том, что ребенок не будет забыт, что за ним обязательно вернутся, слабо убеждают. Тревога будет сохраняться еще какой-то период времени, пока не сформируется прогноз будущих событий, исходящий их многократных подтверждений из прошлого: «мама всегда приходит в момент вечерней прогулки».

То, что будущее все же существует, малыш осознает именно в этот период. Это главное, основополагающее открытие.

Когда рождается будущее?

Сложность восприятия будущего заключается в том, что его нет. Вернее, оно есть, но исключительно в нашем воображении. Появление будущего как временной перспективы помогает ребенку смириться со многими реалиями жизни сегодняшней, которую взрослые выражают фразами типа «Мама скоро вернется», «Настанет лето, и ты снова увидишь тетю Катю». Кроме того, будущее помогает представлять закономерности течения жизни и видеть себя в этом течении, строить планы, предвкушать, мечтать, ставить цели: «Опять придет Дед Мороз», «На день рождения будут подарки и торт», «Летом поедем к морю». А также будущее время помогает и взрослым, и детям ждать и надеяться: «Ты немного отдохнешь, и у тебя все получится»; «Ты подрастешь и научишься кататься на велосипеде».

Конечно, сначала в сознании ребенка появляется ближайшее будущее (в три года «лето» и «подрастешь» – понятия слишком абстрактные). Малышу понадобится довольно много времени, чтобы уяснить отдаленные события. Специального усвоения требуют слова, которые обозначают течение времени – дни недели, времена года, месяцы, понятия «день-ночь», «утро-вечер». Для этого, давая какие-то объяснения ребенку, включайте в них несколько определений, помогающих ему понять, о каком периоде идет речь: «Мы пойдем гулять с тобой в три часа, после обеденного сна», «Папа вернется с работы вечером, когда ты пойдешь купаться», «Мы будем укладываться спать в 9 часов, когда закончится передача «Спокойной ночи, малыши». Старайтесь привязывать все временные понятия к привычным жизненным событиям.

Примерно к пяти годам ребенок начинает реально представлять себе некоторые перспективы своей жизни, довольно свободно обращается со временем и уже вполне способен планировать ближайшие события.

А который час?

Учеными нейрофизиологами установлено, что полностью адекватное представление о том, что такое «время», формируется только к 17–18 годам. Именно в этом возрасте у вашего ребенка произойдет окончательное становление тех частей мозга, которые отвечают за временные понятия. Поэтому не стоит злиться и огорчаться, если ваш малыш не совсем поймет предупреждения типа «через пятнадцать минут мы должны выйти из дома». Вполне вероятно, что и сам ребенок пообещав поиграть «еще минуточку», заиграется потом на целый «часок». Некоторые родители считают необходимым научить ребенка определять время по часам. Их убежденность основывается на их собственном опыте, ведь их личная жизнь полностью подчинена строгому распорядку, на всякое дело отведено конкретное количество времени. Но что касается ребенка, то для него умение определять время по часам совсем неактуально. Лет до семи, если только малыш не одарен математически, он вряд ли сможет адекватно определять такое философское понятие, как время. Во-первых, для этого необходимо развитое абстрактное мышление, которое к этому возрасту еще только формируется. А во-вторых, в этом даже нет необходимости, ведь пока ребенок маленький его опекают взрослые. На то и существуют родители, чтобы проследить за тем, когда пришло время спать, когда необходимо пообедать, а когда пора идти гулять. Родители планируют дела малыша на предстоящую неделю, фиксируют для истории отрывки из прошлого малыша (делая фотографии и записи в памятных альбомах). Это они заботятся о прошлом и будущем. Малышу же достаточно жить в настоящем, у него всегда – сейчас. Маленький ребенок не обладает необходимым опытом, чтобы построить свое поведение, полагаясь на причинность событий, анализируя последствия тех или иных действий. Придет время, и ребенок научится смотреть на себя со стороны через призму личного анализа и полученных результатов собственных действий. А пока, мы, родители, можем помочь малышу увидеть последствия, научиться их предвидеть: «Ты поставил чашку на край стола, поэтому она упала», «Мы с тобой проспали, поэтому нам нужно собраться побыстрее», «Давай построим еще раз, но теперь не будем так торопиться».

Научите ребенка представлять, что такое «пять минут» или что такое «час» и чем они отличаются. Не в буквальном смысле по часам, а на уровне временных ощущений, ведь это так важно понимать, что значит «выходить через пять минут», «заберу тебя через час». Поставьте у ребенка в комнате настоящий будильник, желательно с секундной стрелкой, попробуйте придумать, что можно сделать за секунду (подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши), а что можно сделать за минуту (пока секундная стрелка делает полный оборот). Предложите малышу засечь, сколько времени уходит на дорогу в садик, в секцию. Сколько времени малыш чистит зубы? А как долго он рисовал картинку, ел кашу или строил башню?

Познакомьте малыша с разными видами часов (электронные, механические, песочные). Расскажите, где просыпается солнце и как оно движется по небосклону в течение дня, как клонится ко сну и где прячется вечером. Когда вы бываете за городом, обратите внимание ребенка на ночное звездное небо (будьте уверены, что малышам редко удается увидеть звездное небо, ведь им так рано приходится ложиться спать, а в большом мегаполисе и вовсе не увидишь звезд). Расскажите, что звезды и созвездия тоже передвигаются по небесному куполу, как Солнце и Луна, замой они на одном месте, а летом на другом.

Обратите внимание ребенка на то, что восприятие времени весьма субъективно, так как оно зависит от того, чем занят малыш в данный момент. Пусть кроха просто посидит три – пять минут, смотря на минутную стрелку, а теперь предложите ему пять минут посмотреть любимый мультик. Какое время пролетит быстрее? А ведь и в первом и во втором случае прошло одинаковое количество времени. Откройте ему этот секрет и подскажите, как можно его использовать. Так малыш поймет, что время может отличаться, и научится занимать себя чем-то интересным, когда ждет маму с работы или стоит в очереди к врачу.

интересное в сети