Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Секреты техник рисования для самых маленьких

Можно ли научить малыша 1-1,5 лет рисовать? Будет ли ему интересен этот процесс? С чего начать и как выстроить занятия с будущим Моне или Ренуаром? На эти вопросы мы нашли ответы в увлекательной лекции Екатерины Чуповой.

21 мая 2014
Секреты техник рисования для самых маленьких
Секреты техник рисования для самых маленьких

Творческие занятия родителей с маленькими детьми помимо своей развивающей функции способствуют единению родителя с ребенком, позволяют лучше узнать друг друга и открыть в себе таланты, о которых раньше даже не знали. Заниматься с малышом творчеством и рисованием можно начиная с 1–1,5 года. Главная задача родителя – вовлечь малыша в процесс совместного творчества, а также быть терпеливым и внимательным к ребенку, к его настроению и желаниям. И нельзя садитесь за занятия с малышом в плохом настроении, ребенок почувствует настрой родителя, его незамотивированность, будет отвлекаться и капризничать.

Для правильного построения работы стоит начать с организации рабочего места и подготовки к самому творческому процессу. Так как внимание ребенка в возрасте от полутора лет пока еще не может удерживаться долго, любое промедление будет отвлекать малыша, и он не упустит момент убежать от вас или успеет увлечься чем-то еще. Избежать всего этого помогут четкая родительская мотивация, правильно подготовленное рабочее место, продуманная цель и отличное настроение!

Секреты техник рисования для самых маленьких
Секреты техник рисования для самых маленьких
Секреты техник рисования для самых маленьких

Рабочее место

Место для рисования должно быть хорошо освещено. Стол для рисования должен находиться в отдаленности от стен и мебели, которая может быть испачкана в процессе. Так как движения малыша еще не очень скоординированы и от радости он может размахивать кисточкой из стороны в сторону, лучше всего подстелить под стол на стол кленку. Лист, на котором будете рисовать, лучше всего прикрепить к столу скотчем, и заранее поставить банку-непроливайку под ту руку, которой ребенок обычно держит ложку. Вам понадобятся две кисточки: родителю и вашему юному художнику. Также по близости лучше положить влажные салфетки. Садясь за стол, лучше всего посадить ребенка на колени, предварительно одев его в фартук или в одежду, которую не жалко.

Чтобы увлечь малыша в самом начале процесса можно положить все инструменты для рисования в мешочек в пределах вытянутой руки (под столом или на соседнем столике) и доставать их оттуда постепенно. Таким образом, ребенок все время будет вовлечен в творческий процесс, будет ждать появления новых предметов и «волшебного мешочка» и не начнет хвататься за всё подряд на столе. Благодаря поэтапному появлению на столе предметов для рисования, малыш просидит спокойно хотя бы 15 минут и окунется в процесс без расстройств и отвлечения на ненужные «нельзя» и «подожди» или «ну что же ты делаешь?»

Из обычных инструментов для рисования можно использовать кисточки, бумагу, краски (акварель и гуашь), восковые мелки. Но их также можно использовать неклассическим образом: восковыми мелками можно калякать, красками ставить капельки, бумагу можно порвать чуток и сделать ее трафаретом для рисунка и т.д. А из нетипичных предметов для рисования подойдут губка для мытья посуды, кубики, трубочки, листья салата, сельдерей, сыпучие материалы, бутылка, мыльные пузыри, воздушный шарик, пленка с пузыриками, пищевая пленка, канцелярские резинки, гофрированный картон, клеенка с узором и многие другие, главное – включить фантазию!

Секреты техник рисования для самых маленьких
Секреты техник рисования для самых маленьких
Секреты техник рисования для самых маленьких

«Акварель по мокрому» (wet on wet)

Для начала надо смочить листок водой. В процессе всего процесса рисования надо разговаривать с ребенком, помогать ему фантазировать, вдохновлять его. Представляйте, что идет дождь, оживите кисточку, пусть она попрыгает как лягушка или малыш погладит ею лист бумаги как котенка, – в таком возрасте очень важен момент игры, ребенок должен чувствовать себя легко и непринужденно. Показывайте своей кисточкой как и что нужно делать. Также важно эмоционально окрасить этот тренировочный процесс с водичкой прежде, чем приступать к рисованию красками.

После того, как весь лист смочен водой, достаем из «волшебного мешочка» обычную акварель. Лучше всего выбрать 2-3 цвета, которые понадобятся для рисования задуманного рисунка, а другие надо заклеить непрозрачным скотчем. Ребенку можно сказать, что краски отдыхают и сегодня не смогут порисовать с вами, другие же – очень любят пить водичку. Дальше намочите краски водой и начинайте капать на смоченный лист бумаги, также сопровождая процесс прибаутками и стишками. Ваша задача – заполнить все пространство листа, но при этом не забудьте вовремя остановиться, чтобы не «мучить» бумагу и не протереть ее до дыр.
Как только вы видите неприятные глазу сочетания цветов, сразу переключайте внимание ребенка на другую игру, например на смену водички. По пути к ванной ребенок может переключить внимание на что угодно. Но это не беда, ведь вы всегда сможете вернуться к своей работе, поскольку техника «акварель по мокрому» предполагает достаточно длинные перерывы для просушки работы. Зачастую ребенок не готов сразу ко второму этапу сразу, поэтому продолжим работать над совместным шедевром можно в другой день.

Потом легко можно продолжить работу пальчиковыми красками, трафаретами, печатками, нитками и многим другим.

Чтобы высушить работу, из «магического мешочка» достаньте пищевую пленку и накройте ею сырой лист бумаги (не забудьте при этом о волшебных словах). Повесить шедевр на просушку можно в ванну, прикрепив его бельевой прищепкой.

Секреты техник рисования для самых маленьких
Секреты техник рисования для самых маленьких
Секреты техник рисования для самых маленьких

«Акварель по мокрому с резервом»

Техника рисования с резервом предполагает то, что мы используем материалы, на которые краска ложится, не закрашивая линию такого рисунка, сохраняя его контур. Для этой техники можно использовать восковые мелки, мыльные пузыри, блестки – дети все это очень любят. Предложите ребенку покалякать на листочке, нарисовать салют или брызги моря, затем достав из «волшебного мешочка» акварельные краски. Потом раскрасьте лист в технике акварель по мокрому и оставьте сохнуть. Малыш очень удивится, когда увидит, что акварель не покрасила часть рисунка, а застыла причудливыми узорами.

Дополнить рисунок можно специальными штампами/трафаретами из сельдерея и самодельной кисточки из хозяйственных резинок или из мятой бумаги, используемых в качестве материалов для рисования. Ставить штапики можно хаотично и всей семьей, собравшись вокруг большого стола с ватманом.

И самое главное – наслаждайтесь процессом вместе, почувствуйте, как вам весело вдвоем!

Секреты техник рисования для самых маленьких
Секреты техник рисования для самых маленьких

Посмотреть подобные работы Екатерины Чуповой можно на страничке посвященной рисованию с детьми от 1,5 лет в Instagram: (запрещенная в России экстремистская организация) @baby_painter

Об авторе методики

Чупова Екатерина – педагог творческих курсов в семейном центре CitYkids (www.citykids.msk.ru), психолог-методист образованию, действующий член Творческого Союза Художников России, руководитель дизайн-студии художественного витража «La Vitre» и просто мама двоих детей. 25 апреля 2014 года по просьбе журнала «Счастливые родители» Екатерина провела мастер-класс специально для посетителей Фестиваля Образования для детей «СТАРТ АП». На уроке педагог раскрыла родителям некоторые секреты своей методики рисования с детьми от 1,5 лет. По многочисленным просьбам участников мастер-класса и тех, кто не смог на него попасть, мы публикуем лекцию Екатерины на нашем сайте.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения