Своя cистема: детские группы Монтессори

Детские группы Монтессори вошли в нашу жизнь не так давно. Но если в западных странах идеи итальянского врача, философа и учителя Марии Монтесcори давно стали одним из признанных направлений в педагогике, то у нас ситуация противоположная. Почему же эта образовательная система вызывает столько противоречивых откликов и жарких споров?

У педагогики Монтессори в России – давняя история и непростая судьба. Первый детский сад открылся у нас еще в 1913 году, спустя несколько лет после того, как он впервые появился в Италии. Однако уже в 1926 году Надежда Крупская подвергла критике отсутствие в таких группах воспитания коллективизма, после чего они оказались ликвидированы. Упрек Надежды Константиновны был не вполне справедлив, так как именно в Монтессори дети разного возраста учатся жить вместе, передавая по кругу опыт заботы и внимательного отношения к младшим. Однако сама идея свободного выбора личности, вне опоры на непререкаемый авторитет педагога, не вписывалась в авторитарные рамки кодекса строителей коммунизма и надолго исчезла, вернувшись к нам лишь в начале девяностых годов прошлого века.

Свое название педагогика так называемого свободного воспитания получила по имени ее создателя, Марии Монтессори. После окончания Римского Университета Мария работала в клинике, где находились дети с задержкой психического развития. Там она впервые стала применять специальные методы обучения, чтобы помочь своим воспитанникам максимально реализовать заложенные от природы возможности. Поиски этого нового пути взаимодействия с ребенком увенчались настоящей сенсацией. На Олимпиаде учащихся начальных школ в заданиях по письму , чтению и счету ее подопечные превзошли многих обычных детей. Это неожиданное событие подвело молодого педагога к тому, чтобы развивать нереализованные возможности и у детей с нормальным здоровьем. Мария Монтессори была убеждена - скрытый талант есть у каждого, важно лишь помочь маленькому человеку поверить в себя. Научить его относиться к познанию нового с радостью и без страха ошибиться, не оправдать ожиданий учителя или надежды родителей. Главным для нее стало – дать ребенку прaво быть собой. И благодаря тому, что каждый малыш волен сам выбрать интересный ему в данный момент материал и заниматься им столько времени, сколько ему необходимо, обучение становится для него по-настоящему глубоким и интересным. Как же это индивидуальное развитие и минимальное вмешательство взрослого выглядит на практике?

Волшебные зоны

Не у каждой мамы хватит терпения наблюдать, как маленький помощник, пытаясь вымыть посуду, разливает воду по кухне. Гораздо легче и накормить ребенка с ложки, и застегнуть ему пуговицы – ведь мы постоянно спешим. Но и малыш в конце концов растет с ощущением, что ни одно его взрослое начинание не находит поддержки у близких. А, значит, и самостоятельным становиться не обязательно. Кроме того, маленький ребенок часто встречается с непониманием не только родителей, но и самой окружающей среды. Он чувствует себя буквально как лилипут в стране великанов. Из-за роста многое не может достать, а если и дотягивается, то встречает бурное негодование со стороны родителей. В группах Монтессори эту проблему решают благодаря специально созданным, увлекательным зонам детского развития. В каждой из них ребенок осваивает новые навыки. Воспитатель показывает, как устроены материалы для игры, но как долго находиться в том или ином пространстве и с какими предметами при этом знакомиться – решает сам ребенок.

1. Зона практической жизни

Здесь собраны материалы, связанные с переливанием, пересыпанием и сортировкой предметов – всем тем, что развивает движение руки. При этом никто не пытается потрафить малышу, предоставив ему лишь безопасные, небьющиеся или не проливающиеся игрушечные предметы – все здесь настоящее. И если он что-то неосторожно просыпал или пролил, никто его не наказывает и не отбирает вещь, внося в список запрещенных. Таким образом, малыш сам постепенно учится на своих ошибках, пусть даже совершая их снова и снова. Гордый тем, что у него в конце концов все получается. Дети постарше осваивают более сложные бытовые навыки: правильно мыть руки, шнуровать ботинки, накрывать на стол и убирать в комнате. При этом воспитатель показывает, как наиболее просто и удобно справиться с заданием, разбив его на несколько маленьких этапов. Ведь в ежедневной жизни нам, родителям, либо не хватает на это терпения, либо мы просто не знаем, как доступно объяснить эти операции ребенку.

2. Зона сенсорики

Играя со специальными предметами, ребенок определяет разницу в их весе, температуре, особенностях поверхности, развивая тем самым свои органы чувств. Он знакомится с тем, что цветы могут пахнуть, а фрукты и овощи, которые можно при желании попробовать, имеют разный цвет и форму. Двигаясь буквально наощупь, пропуская новую информацию через кончики своих пальцев, малыш гораздо глубже и яснее способен осознать абстрактные понятия: мандарин круглый по форме и меньше продолговатой груши.

3. Зона математического развития

Зона сенсорики учит мыслить логично, и, попадая в зону математики, ребенку становится легче переводить уже известные понятия в математические термины. Он начинает понимать, что знакомых ему, хорошо изученных предметов, может быть больше или меньше. И в игровой форме он осваивает правила счета.

4. Зона языкового развития

С помощью природных материалов малыш знакомится с буквами, рисуя их пальчиком на рассыпанном песке или крупе. Ведь на ощупь маленькие дети запоминают лучше, чем визуально и даже зрительно. А ощупывание специально созданных, пушистых буковок из шерсти доставляет малышам огромное удовольствие. Здесь также учат сначала писать, а потом читать, так как изображение буквы ребенок воспринимает как рисование, то есть как игру. И ему проще сначала по сути нарисовать А и Б, чем воспринять их абстрактный образ в книжке.

5. Зона космического воспитания

В игровой форме дети легко знакомятся с основами ботаники, зоологии, анатомии и другими естественнонаучными дисциплинами. С помощью интересных паззлов, объемных атласов, модели человеческого тела они узнают о том, как устроен листок цветка, что есть разные страны, а живые существа состоят из внутренних органов. Малыш здесь также не пассивный слушатель, а активный участник процесса. Границы стран можно заштриховать в атласе, а в специальный телескоп можно увидеть звезды и узнать о других планетах.

Важно, что предметы в каждой среде не дублируются. И дети учатся соблюдать очередность или договариваться о совместной игре. Этому же умению слышать друг друга и идти на компромиссы служит принцип разновозрастного комплектования группы. Старшие дети помогают младшим, что воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат группы к семейному.
Монтессори без границ

Интересно, что если пройтись по европейским родительским интернет-форумам, то мы не обнаружим той горячей полемики вокруг Монтессори, которая ведется у нас. Во многом это связано с тем, что эти сады и школы давно стали неотъемлемой частью всей системы детского обучения. Многие родители сами посещали такие группы, а в одной семье порой вырастают целые поколения, воспитанные в Монтессори. Наталья, мама четырехлетнего Леши и шестилетней Леры, водит детей в садик Монтесори в Цюрихе. Прежде семья жила в Санкт-Петербурге, где дети тоже ходили такую группу, и у Натальи есть возможность сравнить. «Здесь воспитатели всегда ищут подход к каждому ребенку, - считает она. - Я почувствовала это на своем сыне. Леша отличается легкой гиперактивностью. В питерской группе его часто изолировали из игры, чтобы не мешал другим деткам. Объясняя, что как только он отдохнет, то может снова вернуться. Но просто сидеть в стороне такой ребенок не может. В местном садике к сыну, учитывая его особенность, подошли более внимательно. Воспитательница поняла, что он любит рисовать, и в это время предлагает ему карандаши и бумагу. Она хвалит Лешу и показывает другим деткам его рисунки. Таким образом все проходит необидно, и мой сынишка не чувствует себя аутсайдером». Наталья также полагает, что здесь больше доверяют детям. «Когда мы впервые пришли знакомиться с садиком, то узнали, что дверь на улицу не закрывается. Я была в ужасе. Однако воспитатель сказала: «Я должна полагаться на детей». Дети знают, что с них взяли обещания не выходить, и к ним относятся как к равным. При этом капризам не попустительствуют. Мои дети стали дисциплинированнее, чем прежде. Их приучают строго соблюдать распорядок дня: самим мыть руки, одеваться на прогулку и всегда доделывать начатое».

Отчего же педагогическая система с такими замечательными, как кажется, результатами в нашей стране вызывает столь неоднозначную реакцию? «Все дело в том, что сама традиция системы Монтессори была у нас на долгие годы прервана, а потом экспортирована во многом как «кот в мешке», - говорит детский психолог Ольга Марина, имеющая опыт работы в детских садах Монтессори в России и Франции. - Поэтому не все преподаватели оказываются должным образом подготовлены. В результате даже сертифицированные группы порой представляют из себя некий микс оригинальных идей Монтессори и заимствованных элементов других систем, и все это помножено на собственный опыт воспитателей, которые порой ведут себя с детьми так, как им привычнее».

Ольга считает, что иногда из-за неумения заинтересовать ребенка, чтобы он довел дело конца, недостаточно профессиональный преподаватель может просто самоустраниться. Например, не удается малышу самому застегнуть ремешок или повязать шарфик, и ему позволяют оставить все как есть. Это - ложно понятый принцип Марии Монтессори, призывающей не ломать волю и внутреннюю природу детей. Однако утверждение это никак не умаляет роли педагога – ему необходимо в каждом конкретном случае мотивировать ребенка не отступать перед сложным или наскучившим заданием. При этом не принуждать силой, а творчески разрешать каждую ситуацию с тем, чтобы малыш все-таки сделал задание сам или с помощью старшего ребенка. Этим отчасти объясняется такая полярность родительских мнений - мы просто можем водить детей в совершенно разные по педагогическому подходу группы, объединенные лишь одним именем Монтессори. Кроме того, и сами родители порой имеют обрывочное представление о том, чем и как будет заниматься их ребенок. Важно помнить - принцип ненасильственного обучения, когда каждому ребенку в освоении новых знаний позволено двигаться в собственном темпе, может привести к тому, что кто-то из малышей к шести годам будет не очень хорошо читать или считать.

«В Европе это не становится проблемой, - говорит Ольга Марина. – Ведь там начальная школа никогда не снимает с себя этих обязанностей и не перекладывает их на детский сад или родителей. Однако у нас малыш, который пока еще недостаточно хорошо освоил чтение или счет, может не пройти предварительный тест и не попасть в первый класс школы с высокими требованиями. Это несовпадение отечественной и европейской системы начального образования родителям также важно учитывать. В группе Монтессори ребенка не будут «натаскивать» на то, чтобы он к определенному сроку продемонстрировал отличный результат. Здесь прививаются, скорее, базовые качества, необходимые для обучения и жизни в коллективе: трудолюбие, вера в себя и умение не отступать при первых трудностях, взаимодействовать с другими детьми, разными как по возрасту, так и по характеру».

«Я плачу огромные деньги, а дочку даже не учат правильно рисовать, - возмущается мама на одном из интернет-форумов. – Ведь надо сразу учить нормально ставить руку, показывать. И почему это делают пальцами, а не карандашами или кисточкой? Да, дочке нравится, но так она и дома могла бы развлекаться. Где же тут обучение?» «Подчас только спустя время некоторые родители осознают, что такой подход по разным причинам им не близок, - комментирует высказывание участницы форума Ольга Марина. - Это объяснимо: ведь мы и сами воспитывались совсем не так. Нам непонятно – почему здесь обходятся без классического букваря, сначала учатся писать, а потом читать, или, как замечает эта мама, не «ставят руку» в рисовании. И у нас возникает иллюзия, что дети просто валяют дурака. Поэтому, прежде чем принимать решение о выборе детской группы, стоит внимательно почитать о методе Монтессори, чтобы понимать – насколько вам подходят эти принципы и хотите ли вы, чтобы ребенок рос и развивался в этой среде». Вооружившись этими знаниями, вы также поймете, соответствует ли выбранная группа истинным идеям этого направления.

Памятка родителям
  1. В нашей стране пока еще не везде соблюдаются единые стандарты системы Монтессори, поэтому не стоит ориентироваться лишь на группу, ближе всех располагающуюся к вашему дому. Важно познакомиться и с воспитателями, и с оснащением места. Необходимо, чтобы оно было разбито на пять развивающих зон для разнообразной деятельности детей. Понаблюдайте за педагогом – удается ли ему терпеливо взаимодействовать с каждым малышом, помогая осваивать новое. И, не торопя ребенка, вместе с тем добиваться, чтобы он закончил начатое, прежде чем отнесет материалы на место.
  2. Если в группе допускается активное участие родителей - это противоречит принципам Монтессори. Ведь здесь должна создаваться среда, в которой ребенок стремится сделать все сам, а не полагается на помощь мамы или бабушки. Их присутствие говорит лишь о недостаточной квалификации педагогов, которые снимают с себя ответственность, прибегая к помощи близкого ребенку человека.
  3. Если ваш малыш творчески одарен, любит танцевать или участвовать в театральных представлениях, то эта система может ему не подойти. Педагогика Монтессори прекрасно развивает логику и аналитические способности, то есть сферы, которые контролируются левым полушарием мозга. Правому же полушарию, отвечающему за творческую деятельность, как правило уделяется меньше внимания.
Занятия дома
1. Крышечка по размеру (от 2 до 4 лет)

Развивает зрительную и моторную координацию

Расставьте бутылочки с крышками перед малышом, затем медленно снимайте крышки и закручивайте обратно. Перемешайте крышки. Попросите малыша самому подобрать и надеть нужные крышки на все бутылочки.

2. Что в мешочке? (от 3 до 5 лет)

Развивает тактильные ощущения

Покажите ребенку 5-6 знакомых предметов (ложка, мячик, машинка или маленькая куколка). Положите предметы в мешочек и попросите малыша крепко закрыть глаза. Он сам достает их и пробует определять на ощупь.

3. Пересыпаем крупу (от 2,5 до 4 лет)

Развивает мускульную координацию, умение обслуживать себя самому

Приготовьте кувшинчик или большую мерную чашку для муки, жидкостей и тд и заполните наполовину любой крупой. Возьмите кувшинчик в правую руку, стакан в левую и покажите малышу, как медленно пересыпать содержание из одного в другой. Попросите его повторить. В дальнейшем крупу можно заменить водой.

интересное в сети