Я построю дом: о чем говорит детская игра в домики

Не сосчитать детей, для которых строительство своего дома – из камней, веток, ледяных глыб или одеял и подушек – было и остается самым любимым занятием. Игра в «домик», как и «дочки-матери», – одна из тех, что «на века». А ведь она не только развлечет малыша, но и поможет вам многое узнать о нем.

Игра в «домик» – одна из самых популярных детских игр. Ее первый этап – младенческие прятки «ку-ку» (мамино лицо то исчезает, то появляется в поле зрения). Но по-настоящему она начинается тогда, когда малыш может просидеть некоторое время один, спрятавшись от родителей. Пик интереса к ней приходится на возраст трех – пяти лет: в это время в детской игре появляется элемент подражания. Ребенок усваивает увиденное во «взрослом» мире и воспроизводит на свой лад, а значит, развивает навыки и инстинкты, которые понадобятся ему в будущей жизни.

Его маленький мир

Самый первый домик малыша – это матка. Именно в мамином животе маленький человечек чувствовал себя комфортнее всего. Этот период жизни малыша навсегда останется для него своеобразным эталоном прочности и спокойствия, к которому в дальнейшем он будет стремиться всю жизнь. «Мой дом – моя крепость», – говорим мы часто. Так и у детей. Строя свой дом или забираясь в готовый домик, малыш реализует одну из главных человеческих потребностей – потребность в безопасности. Закрыл дверцу, задернул шторки – и все. Здравствуй, вожделенная свобода! Домик – это его обособленная территория, его маленький мир. В свое убежище кроха впустит только того, кому безгранично доверяет.

Вас должно насторожить, если ребенок не хочет строить домики ни в реальном пространстве, ни в виртуальном. Можно сделать вывод, что он избегает и создания своего собственного мира.
Выберите свой

Домики бывают разные, и все они имеют как достоинства, так и недостатки.

Интерактивный домик

Все чаще дети переносят «стройку» из реальной жизни в виртуальную. Есть масса компьютерных игр и приложений для планшетов, позволяющих перестраивать предоставленную площадь (дом, гостиницу, ферму и т. п.) бессчетное количество раз. Плюсов много: экономия места, никаких финансовых вложений, ребенка можно занять игрой на довольно продолжительное время. Вот только задернуть шторы и уединиться, спрятавшись от всего мира, в таком домике никак не получится.

Покупной домик (палатка, шатер и т. п.)

Прекрасный готовый вариант: многообразие форм (шалаш или замок, машина или ракета) и фактур (готовые домики могут быть тканевыми, пластмассовыми, деревянными) позволят осуществить любую фантазию малыша. Существенный недостаток – такой домик обойдется, скорее всего, недешево.

Выбирая в магазине домик, обратите внимание:

  • на размер. Одни домики предназначены для дома, другие – для улицы. Подумайте о том, какое место он займет в комнате и сколько детей смогут в нем уместиться.
  • на конструкцию. Берите прочное, но гибкое сооружение: если кроха будет активно возиться в нем, опоры не должны сломаться. А если все-таки это произойдет, важно, чтобы он не поранился об острые края.
  • на материалы, из которых изготовлен детский домик. Они должны быть гипоаллергенными, краска – не слезать, резина и пластмасса – не пахнуть очень едко.
  • на стиль. Слишком «тематические» домики могут ограничивать малыша в игре: замок принцессы хорош для сказочных сюжетов, но его может быть проблематично превратить в автозаправку.
Домик на улице

Самое простое решение: пришел на детскую площадку – играй не хочу. Но такой «уличный» домик никак не поможет вашему чаду в освоении личного пространства. Скорее всего, как только детка устроится в нем со своим скарбом, вереницей за ним потянутся и другие карапузы. Тогда придется объяснять всем правила игры, распределять роли, а в случае спорных моментов, возможно, и покинуть «убежище». Тем не менее для совершенствования навыков социализации и выстраивания отношений с другими детьми домик на детской площадке – прекрасный «тренажер».

Домик, сделанный своими руками.

Такой домик хорош с практической точки зрения и идеален в психологическо-воспитательном аспекте. Он не требует покупки дорогих комплектующих и аксессуаров. Поверьте, малышу понравится собирать по дому пледы и одеяла, искать прищепки и веревочки! Возможно, домик будет не так красив, как покупной: стены немного кривоваты, а вместо двери – старое покрывало. Но именно он сослужит вам неоценимую службу. Почему? Все дети обожают строить. Для самых маленьких карапузов (до 3 лет) такой вид игры – прекрасная сближающая деятельность с родителями. Совместный процесс создания «убежища» заряжает положительными эмоциями: таким образом вы укрепляете свои отношения с крохой, проявляете интерес к его жизни и личности. Помимо прочего, «стройка» развивает у малыша креативность и учит его мыслить творчески. Если что-то не получается, сначала обратите внимание на то, что удалось, а потом предложите вместе подумать, как лучше сделать оставшееся. Вы можете строить домик вдвоем или позвать папу, бабушек и дедушек, друзей. А можно сначала «потренироваться»: соорудить домик для мишки или для всех игрушек сразу, а затем – для себя.

Играя в «домик», дети учатся выстраивать отношения с близкими и друзьями. Поэтому взрослым важно доверительно и уважительно относиться друг к другу, к своему ребенку и к окружающим, ведь именно «погоду в доме» кроха будет «транслировать» в своей игре.
Инструкция для сборки

Строя собственный дом, кроха приобретает уверенность в себе, начинает осознавать свои способности и верить в свои силы. Создайте малышу возможности для самовыражения, и пусть он фантазирует и творит! Предложите ребенку стать архитектором и нарисовать, как будет выглядеть будущий дом. Затем подыщите в квартире удобное место для постройки (частенько она потом стоит очень-очень долго). Помогите крохе в поисках необходимых материалов: он сам придумает, из чего будет строить дом, а вы подскажете, где взять. Можно внести в поиск элемент игры: пусть он отгадает ваши загадки, и тогда найдет заветный «клад».

Итак, как же построить домик? Очень просто!

1. Крыша – самый важный элемент. Ее можно сделать из покрывала, одеяла, занавесок, полотенца и даже старого халата.

2. Стены легко соорудить из стульев, одной из сторон дивана или кресла, сушилки для белья и т.п.

3. Дверь лучше всего смастерить из куска картонной коробки или куска ткани, закрепленного на крыше.

Теперь помогите крохе обустроить жилище так, чтобы ребенку приятно было в нем находиться и играть. В уютное гнездышко можно принести подушки, маленькое одеяльце, любимые игрушки, автономный ночник или фонарик, развесить на стенах картинки.

Постройка домика может стать своеобразным ритуалом. Используйте эту игру, когда вы укладываете ребенка спать: кроватку можно превратить в уютный домик, накинув сверху простыню – малышу будет намного интереснее слушать сказку на ночь в такой волшебной обстановке.
Давайте поиграем!

Как только с обустройством домика покончено, не спешите оставлять кроху одного – поиграйте вместе. Загляните к нему (замечательно, если у вашего домика будет окошко): малыш с удовольствием пустит вас к себе в гости. Первыми «гостями» также могут стать любимые игрушки – пригласите их на новоселье и праздничное чаепитие. Через какое-то время вы заметите, что полюбившаяся ребенку игра развивается – в ней появляется сюжет. Покажите малышу, как можно играть!

Игры для взрослого и ребенка
Игра «Кто спрятался в домике?»

Мама просит ребенка спрятать в домике несколько игрушек (3–4), а затем пытается вспомнить и назвать их. После этого мама и малыш меняются местами: мама прячет, а ребенок угадывает. Можно усложнить игру: сначала спрятать несколько игрушек, а потом одну достать – пусть кроха попробует вспомнить, кто остался в домике. Не забывайте хвалить его за верно названные игрушки.

Игра «Посылка на пороге»

Ребенок прячется в доме, и тут почтальон (кто-нибудь из взрослых) приносит посылку. В коробке (подойдет из-под обуви) лежит предмет – его нужно угадать, не открывая коробки, а только засунув в нее руки и ощупав содержимое. Каждый угаданный предмет становится собственностью «хозяина» дома.

Игры для компании детишек

С компанией ребят дело обстоит еще проще, ведь фантазия у них куда богаче, чем у взрослых. Под вашим руководством они могут разыграть сказку – «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Лиса и Заяц» и т.п. А еще малыши очень любят разные звуки и запахи и обожают видеть и чувствовать вокруг себя что-то необычное. Предлагаем пару игр на развитие сенсорного интеллекта. Один ребенок – ведущий, остальные – участники.

Игра «Дождь по крыше»

Ведущий сначала легонько двумя пальцами, а потом сильнее – всей пятерней – начинает стучать по крыше домика, где прячутся остальные ребята. Удивительно реалистичные звуки удара капель дождя по крыше приводят ребят в восторг, но вот дождь заканчивается (ведущий все медленнее стучит пальцами по крыше) и когда прекратился совсем – дети выбегают на прогулку из домика. «Но тут снова налетели тучи…» – дети снова прячутся в домике и наслаждаются звуками дождя.

Игра «Угощение на новоселье»

По очереди каждый из малышей – новосел, а остальные – гости, которые принесли с собой угощение. У каждого из ребят на маленькой тарелочке, накрытой салфеткой, лежит пахучий продукт (фрукты, овощи, колбаса). Задача «хозяина» догадаться по запаху, что же это за угощение. В конце игры можно устроить праздничное чаепитие.

Игра в «домик» как психотренинг

Алексей Мишин, врач-психотерапевт, психиатр, к. м. н., директор психоневрологического интерната № 30 г. Москвы

Игра в «домик» – необходимый этап отделения от родителей, связанный с осознанием ребенком своей самостоятельности. Ребенок осваивает свое безопасное пространство, отграниченное непосредственно от семейного, свое «психологическое убежище», у него формируются навыки ответственного поведения на вверенной ему территории. Через подобные игры ребенок социализируется, учится действовать, основываясь на личном опыте.

  • Важный аспект игры в «домик» – это возможность родителей просмотреть поле психологических проблем своего ребенка. Дети часто проигрывают ситуации, которые их беспокоят и тревожат: бывает, что они играют даже в похороны и изнасилование (если им доводилось это проживать или видеть). Также через игру происходит связь ребенка с взрослым миром. Обратите внимание, чему в своем доме малыш уделяет больше внимание, чего не замечает совсем, какие вещи в нем присутствуют, а каких – нет совсем. Проведите параллель с его настоящей жизнью: скорее всего, ребенок символично уделяет внимание или игнорирует это же в повседневности.
  • В игре в «домик» ребенок учится устанавливать свои границы и чувствовать свою индивидуальность. На этапе постройки важно дать понять ребенку, что домик – это его пространство, где он будет заниматься своими делами, прятаться или проводить время с любимыми игрушками, и если он захочет, то может вас туда пригласить. В этот период чрезмерная назойливая опека родителей могут навредить. Регулярное нарушение личностных психологических границ приводит к тому, что человек, став взрослым, не сможет ощутить, где ему хорошо, а где нет, в каких случаях он выполняет свои обязанности, а в каких – работает за всех, потому что «неудобно было отказать». У таких людей в будущем могут возникнуть сложности с формированием приоритетов собственной жизни.
  • Игры в «домик» показывают, насколько хорошо сформированы у маленького человечка понятия и навыки в том или ином бытовом и социально-ролевом аспекте. В ходе игры их можно мягко скорректировать. К примеру, если ребенок невнимателен, рассеян, неохотно выполняет необходимые навыки самообслуживания в повседневной жизни, то во время отыгрывания эпизода игры «утро в моем домике» с ним пошагово выполняется и объясняется необходимость и последствия того или иного действия.
интересное в сети