Причины задержки речи у детей: правда и мифы

Как на самом деле влияют на развитие речи ранний английский, гаджеты, соска и поздний прикорм, разбираемся с логопедом-психологом.

Татьяна Комарова

Татьяна Комарова

логопед-психолог онлайн-школы "Всё могу"

Мальчики начинают говорить позже девочек

Да, это чистая правда, подтвержденная врачами. В последние годы медики накопили достаточно статистики, чтобы авторитетно заявить: девочки чаще рождаются здоровыми, чем мальчики.

- У них лучше компенсируются родовые травмы, они проще восстанавливаются после осложнений при беременности или родах, - говорит Татьяна Комарова, логопед-психолог онлайн-школы "Все могу". -Мальчики же страдают сильнее, в том числе гораздо ярче у них проявляются и задержки речи.

Наш эксперт приводит пример из своей практики: среди двадцати детей, которые сейчас ходят к ней на занятия, девочек только пять.

Это тенденция - дети начинают говорить позже, чем их родители

Это двойственный миф. С одной стороны, действительно, сейчас много плохо говорящих, молчащих детей. Но и лет тридцать-сорок назад их было достаточно. Только об этом не говорили так масштабно и открыто. Поэтому сейчас утверждать, что тогда ситуация была лучше, чем сейчас, не очень справедливо.

С другой стороны, звучит жестко, но факт: чем активнее у нас развивается медицина, тем больше затем мы имеем речевых проблем у детей.

- Тяжелые роды все чаще заканчиваются благополучно, врачи умудряются сохранять даже самые сложные беременности и выхаживать даже самых недоношенных детей, - объясняет наш эксперт. – Малыши в таких случаях очень слабенькие. Им требуется больше времени, чтобы реабилитировать возможности организма – научиться ходить, бегать и, в том числе, говорить. Конечно, у таких малышей речь будет задерживаться.

Гаджеты - основная причина задержки в развитии речи

Такая тенденция есть. Но тут, пожалуй, как повезет. Если ребенок здоров, или как говорят врачи, нормотипичен по всем показателям – физическим, умственным, речевым; если он развивается, как по учебнику, то сами по себе гаджеты, скорей всего, речевую задержку не спровоцируют. Если кроха изначально достаточно слаб – они однозначно будут вредить. Но как таковые смартфоны и планшеты все же вторичны.

Логопед описывает типичную картинку: маме надо убрать в квартире или приготовить обед - она дает ребенку планшет, чтобы он не хулиганил и не мешал ей. Маме надо быстро покормить малыша - она включает ему мультики.

С малышами сегодня больше говорят анимационные персонажи, нежели живые люди. А ведь коммуникация - это основополагающий фактор в развитии детской речи. Получается, что виновата не столько электроника, сколько наше желание с ее помощью облегчить себе жизнь.

- Но для детей с неустойчивой нервной системой телевизор и гаджеты действительно первые враги, - подчеркивает Татьяна. – Они могут спровоцировать логоневроз, запинки, заикание. Я в таком случае предлагаю отказываться от мультиков, чтобы хотя бы смягчить негативное воздействие. К сожалению, в этом моменте часто бывает трудно найти общий язык с родителями, чаще с папами.

Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому не стоит обращаться внимание на нормы: сколько слов, к какому возрасту. Все равно рано или поздно заговорит

Это очень популярный и опасный миф. Мол, у меня старшая до четырех лет молчала, и этот тоже поздно заговорит. Логопед настаивает: на нормы речевого развития обязательно надо обращать внимание.

- В каком возрасте сколько слов, когда должны появиться прилагательные, когда и какие глаголы, когда существительные, и так далее, - перечисляет Татьяна Комарова. – Все эти таблицы легко можно найти в Интернете. Допустимо отставание максимум в полгода! Дольше – уже не норма.

Я не советую ждать до трех лет, даже если невропатолог не видит задержки речевого развития. Иначе к школьному возрасту это может вылиться в пограничное состояние умственной отсталости и задержки психического развития. И эти симптомы сами никуда не денутся.

Не страшно, что ребенок долго молчит, потом начнет разговаривать сразу фразами

Иногда так действительно бывает. Одна из причин тому, как в старом анекдоте: «А до сих пор все в порядке было».

- У него есть гаджеты, он смотрит мультики, слушает их, - рассказывает наш эксперт. – Мама покормит, переоденет, посадит на горшок. Даст то, на что он покажет пальцем. Ему просто не нужно общаться. В таком случае он накапливает лексический запас и, когда будет дан какой-то толчок, может заговорить уже полноценными фразами.

Другая причина – ребенок (повторимся, мы говорим о «нормотипичных» детях) мало общался с родителями. Точнее, они с ним. У него не сформировался пассивный лексический запас, когда он видит предмет и понимает, как он называется. И пока нужное количество слов не накопится, речь не появится.

Кстати, в обоих случаях толчком может послужить «выход» ребенка в общество: в детский сад, на новую площадку, где будет много детей, с которыми он захочет общаться. И тогда ему просто необходимо будет заговорить.

Но пассивно ждать несколько лет такого чуда нельзя! До пяти лет речь должна появиться в полном объеме. Если к этому возрасту речь еще не развита, то, скорей всего, у ребенка есть отставание и в других психических сферах.

Исправлять произношение звуков до 5 лет нет смысла. Даже логопедические сады принимают детей только с этого возраста

Действительно, есть определенный алгоритм развития звуковых способностей ребенка, который связан с возрастом. Максимум до четырех лет должны появиться все простые звуки. Дальше, по степени трудности, вплоть до семи лет формируются свистящие (4 – 4,5 года), шипящие (после 4,5 лет) и самые сложные звуки – соноры (это «л» и «р» - они в норме появляются после 5,5 года).

- Все понимают: если долго нет звука «р» - это задача для логопеда, - говорит Татьяна. – Но не все знают, что могут быть нарушены и простые по произнесению звуки, те, которые должны самостоятельно появляться, начиная с 8 месяцев, в период активного становления детского лепета. И они все должны звучать уже как у нас с вами.

До трех лет у малыша «мышка» еще может превратиться в «мишку», а «баба» в «папу». Это такое замещение звуков, допустимое в этом возрасте. С трех до пяти с этим уже можно начинать работать. И при этом понимать: раз уж даже легкие звуки не появились сами, то и в дальнейшем, скорее всего, нужна будет помощь логопеда.

Чем дольше ребенок сосет соску, тем больше у него будет проблем с речью

Скорей всего. С одной стороны, соска – это почти как гаджет, это барьер между ребенком и родителями. Сосательный рефлекс вернул малыша в эмбриональное состояние, он спокоен, можно ничего не спрашивать, ничего ему не говорить. Какое уж тут речевое развитие. Тем более, что и рот все время заткнут.

Другой аспект – физиологический. Когда малыш сосет мамину грудь или бутылочку, он не пользуется языком, чтобы глотать молоко, это инфантильный тип глотания.

Нормальный тип глотания сформируется на этапе прикорма. Так малыш научится пользоваться языком – и этот новый навык станет одним из начальных этапов формирования речи. Соска после года может серьезно помешать процессу.

- Таких детей, кстати, легко распознать, - объясняет Татьяна. – Они часто с приоткрытым ртом, два зубика вперед, как у зайки. Челюсть не развивается, потому что молочными зубами не жевали в нужном количестве. И коренные в итоге не вмещаются. Часто эти дети потом становятся пациентами ортодонтов.

Корявый почерк – не повод идти к логопеду, если с речью все нормально

Если просто сам почерк не очень, то это не так страшно. Но, если ребенок даже к концу второго класса при письме пропускает буквы, заменяет их, сливает два слова в одно и так далее, лучше сходить хотя бы на одну консультацию и понять, не дисграфия ли это.

В логопедический сад надо стремиться попасть, даже если нет серьезных проблем с речью

Этот утверждение выросло из уверенности: в таких садах образование лучше. Да, как правило, если это хороший садик, его выпускники умеют читать, считать, писать, определять глухие и звонкие согласные. Там систематические занятия, там логопеды, психологи, дефектологи. Но родители, которые пытаются «пристроить» туда своих здоровых чад, забывают, насколько легко дети впитывают все, что видят вокруг - и хорошее, и не очень.

- Привели вы в такой сад своего ребенка с минимальными нарушениями звукопроизношения, - говорит Татьяна Комарова. – А там другие дети: с тяжелыми речевыми проблемами. И, как правило, с разными неврологическими проявлениями. Скорей всего ваш ребенок начнет копировать их. Сможете ли вы с этим справиться?

Если есть дефекты речи, нельзя заниматься иностранными языками

Да, так и есть. Ох уж эта мода: иностранные от 0 до 3 лет. Таких курсов нынче – пруд пруди. Бизнесмены зарабатывают на родительской гордости: мой-то еще не ходит, но уже учит английский. Но есть неприятные последствия такого раннего развития.

Дело снова в пассивном словаре. Если ребенок учит два языка, значит должно накопиться два запаса слов. Это занимает больше времени, а значит, речь появится еще позже. Да, есть билингвы, но их особенность в том, что они активно общаются на обоих языках. Во всех остальных случаях иностранный в этом возрасте - как мультик, больше для развлечения.

Но и для уже активно болтающих детей постарше иностранный язык может быть вреден. Классический пример: английский язык и межзубная дизартрия.

- От нее и без английского сложно избавиться, - говорит Татьяна. – Иногда это занимает несколько лет работы. Ну давайте еще сюда добавим такой язык, где есть межзубные звуки. И тогда вообще никогда не исправим произношение. Я прошу всегда родителей: повремените, дайте логопеду сначала сделать свою работу.

Логопедические проблемы передаются по наследству. Если в семье кто-то картавит, то и нет смысла ждать от ребенка чистого звука.

«Ой, да у нас все мужчины в семье картавили», - машет рукой троюродная тетушка.

Генетические вариации, конечно, материя тонкая и еще не до конца изученная. Но неужели даже произнесение звуков ей подвластно?

Если ребенок картавит, шепелявит или еще как-то искажает звуки, то есть, конечно, процент вероятности, что это передалось ему по наследству, - говорит логопед. - Но чаще это связано с тем, что он просто не слышит другого произношения, другого примера. И поэтому начинает говорить именно так, как слышит родителей.

Что может передаваться на генном уровне, так это задержка речи. Нередко мамы и папы сами это замечают. Но логопеды стараются не ставить этот фактор на первое место, потому что разные поколения росли в разных условиях. Сравнивать малыша в четыре года и его папу в этом же возрасте – неправильно.

- При этом уже подтверждено статистикой, что по наследству часто передаются нарушения письменной речи, то есть дисграфия, - говорит Татьяна Комарова. – И если мы знаем, что у мамы или папы были в школе такие проблемы, то нужно как можно раньше начинать занятия с ребенком.

Комментарии

1
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • у нас сын в 3 года заговорил после 2х приёмов у остеопата. Сейчас ему 4,5 и логопеда сказал, что пока к нему ходить не нужно. Так что причин может быть море.