Ищем тайный смысл: психолог — о том, что скрывают детские рисунки

Для ребенка его рисунок — это частичка себя, которой он готов поделиться. Однако родителям бывает очень сложно увидеть рисунок малыша как-то иначе, чем своими собственными глазами взрослого. Как рассмотреть в детском творчестве больше, чем кажется на первый взгляд?

Фото
Alexander Sorokopud/Getty Images
Светлана Соловова

Светлана Соловова

психолог

Героиня

Девочка Наташа, 6 лет 5 месяцев, живет с мамой и бабушкой. С недавнего времени стала очень остро реагировать на неудачи, а еще у нее появилась неуверенность во взаимоотношениях со сверстниками.

Что мы видим

Словно радуга пролилась на этот милый ходячий зоопарк. Голова у мифического зверя, по мнению автора рисунка, собачья, а на его спине дружно и нераздельно сосуществуют обезьяна, улитка, черепаха, верблюд. Ног и хвостов тоже немало: ими «поделились» с необычным созданием пантера, слон, жираф и другие животные. Зверь очень добрый и веселый, а еще он любит шалить, поэтому всем показывает язык.Такое обилие лапок обычно свидетельствует о потребности в поддержке со стороны семьи или ближайшего окружения за ее пределами, а также о проблемах с выстраиванием социальных отношений.

Хвост отражает отношение к собственным действиям. У Наташиного зверька он печально опущен вниз и завершен острым шипом. Можно предположить, что девочка нередко испытывает недовольство собой, а возможно, иногда сожалеет о сделанном или сказанном и демонстрирует поведение, очень похожее на агрессию. Однако туловище в целом прописано уверенно, а его части хорошо структурированы. Скорее всего, в большинстве случаев ребенку все же удается контролировать свои негативные эмоции.

Шея длинная, она крепко соединяет голову с туловищем. Еще одно доказательство того, что у Наташи хорошо развит самоконтроль. Она предпочитает сначала думать, а потом делать.

На голове и забавный, как новогодний леденец, и в то же время опасный рог. Его кончик смотрит вверх, и это сигнал, что источником тревоги для Наташи часто становятся взрослые — родители или педагоги. У зверя прорисованы уши, мордочка очень аккуратная. Все это указывает на то, что перед нами активная и любознательная девочка, которой нравится афишировать свою эрудицию. А еще она любит похвалу и болезненно воспринимает критику.

Хвост отражает отношение к собственным действиям. У Наташиного зверька он печально опущен вниз и завершен острым шипом. Можно предположить, что девочка нередко испытывает недовольство собой, а возможно, иногда сожалеет о сделанном или сказанном и демонстрирует поведение, очень похожее на агрессию. Однако туловище в целом прописано уверенно, а его части хорошо структурированы. Скорее всего, в большинстве случаев ребенку все же удается контролировать свои негативные эмоции.

Интерпретируя рисунок в таком формате, можно лишь делать предположения. Для объективных выводов специалист должен встретиться и с ребенком, и с родителями.

Советы родителям

Когда дома ребенка часто и неконструктивно хвалят, он может переоценить свои способности. Тогда, столкнувшись с действительностью, он догадается, что не такой уж он и молодец, ведь Петя/Вася/Катя справились с заданием педагога объективно лучше. Нет ничего печальнее разочарования в себе, поэтому совет маме и бабушке: не хвалите Наташу без причины. Если хвалите, проговаривайте, что именно она сделала хорошо или что у нее получилось лучше, чем в прошлый раз. Подчеркивайте достижения девочки не только в учебе или творчестве, но и в саморазвитии и самодисциплине. И не забывайте, что Наташа — еще ребенок, ей необходимо выплескивать эмоции исконно детским способом — играть и шалить.

Больше интересных и полезных материалов о детской психологии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Комментарии

1
под именем
  • Все комментарии
  • Насчет хвоста - интересно, что это отношением к себе. Я когда в детстве рисовала, то у меня всегда вместо хвоста получался пропеллер. Что бы это значило?))