Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Бестактные вопросы гинеколога, которые вправе задать ваш врач

Какая женщина хоть чуточку не смущается на приеме у гинеколога. Многие из-за этого и не ходят к годами к женскому врачу. И зря! Гинеколог рассказала, как видит ситуацию со стороны сам врач и почему его не стоит стесняться. Даже если вам задают ну очень бестактные вопросы.

24 июня 20212
Внутриматочная спираль и месячные
Источник:
Getty Images
Валерия Быченко
Медицина

Акушер-гинеколог

«Как работает мозг гинеколога, и почему некоторые вопросы врача могут казаться странными и нетактичными.

Заранее хочу отметить: гинеколог — очень интимный специалист. Поэтому в идеальном мире это тот человек, который не будет вас осуждать, что бы вы не хотели сделать или уже сделали с вашим телом (ваше тело-ваше дело), — пишет в своей колонке Валерия. — Гинеколог никогда не будет смеяться над курьезами. Он будет вам сопереживать и поддерживать в случае репродуктивных неудач.

По заверению моих пациенток, гинеколог и стоматолог — два самых пугающих врача (мы обогнали проктологов в этом плане). Поэтому наша задача сделать осмотр максимально безболезненным и постараться искоренить этот страх. Кому-то во время осмотра помогает беседа, кому-то надо рассказывать информацию по лечению. А кому-то просто надо дать сосредоточиться на своих мыслях. А про беременных — это вообще отдельная история. К ним отношение должно быть с лаской в кубе.

Начало приема

Врачу очень важно услышать ваши основные жалобы. Часто бывает, что приходят женщины на прием: «Жалоб нет, просто профосмотр». И уже в ходе беседы и осмотра на кресле путем наводящих вопросов выясняется, что жалобы все же есть. Не надо стесняться — говорите, как есть. Если поток будет большой, врач отсечет ненужное и направит в нужное русло, вычленив все беспокойства.

Сбор анамнеза — типичные вопросы гинеколога

Про менструацию. Даже если вы идете сдавать простой мазок, будьте готовы услышать вопрос про то, когда она началась в вашей жизни, про первый день последней менструации и про продолжительность как менструации, так и цикла. Иногда получив эти данные мы уже можем заподозрить какие-то нарушения, о которых пациентка даже не была в курсе.

Про половую жизнь. С какого возраста начали жить половой жизнью, про ее регулярность и про количество половых партнеров.

Это все мы спрашиваем не для того, чтобы потом за чаем рассказали делиться — мы не бабки на лавке.

Но ранний или поздний половой дебют может быть ассоциирован с некоторыми гормональными нарушениями. Количество половых партнеров может быть связано с ИППП и ВПЧ. Регулярность — тоже важный фактор.

У меня на приеме была женщина, которая пришла на профосмотр. В ходе выяснилось, что при регулярной половой жизни без контрацепции беременность не наступила в течение 9 лет. Просто женщина об этом как-то не задумывалась. В итоге была выявлена эндокринная патология.

Тяжелый пмс симптомы и лечение
Источник:
Getty Images

Про контрацепцию. Спросим все: какие методы использовали и планируете использовать. Чтобы оценить вероятность заболеваний и возможность терапевтических возможностей.

Про беременности. Самое распространенное заблуждение, с которым я сталкиваюсь: беременность — это все случаи, при которых произошло зачатие, а не только те, что завершились родами. Не может быть беременностей 0, родов 0, абортов 2.

Врачу абсолютно все равно, сколько случилось родов или абортов, но цифру надо дать точную, желательно с указанием, на каком сроке — это важно! На основании этих данных можно заподозрить, например, причину бесплодия или нарушения цикла.

Про болезни. Сначала про наши — что было по гинекологии и какие методы лечения применялись. Чем лечили и как долго. Какие операции проводились. Дальше спросим про то, что не входит в нашу компетенцию: про все хронические заболевания. Например, если у пациента шизофрения или эпилепсия, то лекарства для ее лечения могут поднимать пролактин, который блокирует овуляцию, из-за чего годами нет менструаций. А если у вас был тромбоз, и вы пьете антикоагулянты, то наоборот, каждый месяц сопровождается багровыми реками.

Отдельным пунктом спросим про особые болезни: туберкулез, ВИЧ, сифилис, гепатиты В и С. Не надо утаивать от врача эту информацию. Во-первых, это все же наша безопасность. Во-вторых, при постановке на учет по беременности или при направлении на операцию, если у пациентки в анамнезе есть эти заболевания, то мы не дадим на них направления — у женщины будет справка о перенесенной болезни. Если же вы утаите эту информацию, а врач получит анализ с положительным результатом, вы потом пройдете 10 кругов ада.

Про операции. Единственное, что нас не интересует, это зубы. Все остальное — обязательно. Ставили хрусталик — учитываем при беременности. Ставили импланты в грудь — нюанс при осмотре молочных желез. Оперировали геморрой — учитываем при жалобах на кровянистые выделения. А уж если были вхождения в брюшную полость — то поле дифференциальной диагностики (диагностика, исключающая не подходящие по каким-либо фактам или симптомам заболевания — Прим. ред.) расширяется значительно.

Про травмы: особенно нас интересуют черепно-мозговые травмы (есть связь с дисфункцией яичников) и наличие травм с последующей установкой металлоконструкций.

Семейный анамнез: важно знать, не было ли у ваших родственников первой линии родства онкологии, аутосомно-доминантных заболеваний, различных генетических мутаций.

И завершается опрос ростом, весом и подсчетом индекса массы тела. После чего пациентка отправляется на гинекологическое кресло.

Осмотр

Иногда на кресло мои пациентки попадают через кушетку. В некоторых ситуациях требуется осмотреть и живот, чем акушер-гинеколог не должен пренебрегать, если идет дифференциальная диагностика с патологией смежной специальности: например, между апоплексией и аппендицитом.

Но не удивляйтесь, если расспрос на этом не завершится, а продолжится в довольно неловком положении.

Например, я прицельно занимаюсь проблемой дисфункции тазового дна и опущением органов малого таза. И поэтому на подходе к пациентке вижу некоторые признаки, которые могут об этом свидетельствовать. Далее задаю вопрос о том, не сталкивалась ли она с определенной симптоматикой — в 90% случаев попадаю в точку. Также, во время, непосредственно, самого осмотра тоже бывает необходимо уточнить некоторые аспекты. И после этого врач уже уточняет какие-то нюансы для себя, чтобы определиться с дальнейшей тактикой наблюдения/лечения».

В комментариях к посту одна из читательниц спросила: зачем задавать одни и те же вопросы, если все написано в медицинской карте.

Врач ответила, что и медики иногда могут ошибаться.

«В бытность работы в роддоме, я как-то в ночи принимала пациентку. Даже в ночное время я отличаюсь дотошностью. В карточке было указано, что женщина не имеет хронических заболеваний. А по факту — там было их несколько. И одно из них стало показанием к кесареву сечению».

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения