Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Должна ли школа воспитывать детей: что об этом говорит закон

Разбираемся с экспертом

8 августа 2025
«Розыгрыш» | parents.ru

«Розыгрыш»

Мнение родителей делится на два лагеря: тех, кто считает, что школа должна учить детей, и тех, кто уверен, что учителя обязаны еще и воспитывать. Выясняем, что в наши дни считается воспитанием детей в учебном заведении.

Образование

Глава учебной части школы “ЕГЭ-Центра”

Развеем все сомнения: согласно федеральному закону № 273-ФЗ, действующему с июля 2020 года, каждая российская школа обязана разрабатывать и реализовывать «Календарный план воспитательной работы». Тем не менее масштабы и методы остаются предметом споров.

Зачем воспитание закрепили законом

Родители все чаще ждут от школы не только хороших оценок, но и помощи в формировании характера и мировоззрения ребенка. Одновременно с этим действующие образовательные стандарты прямо требуют, чтобы выпускник умел сотрудничать, критически мыслить и ценить гражданскую ответственность. Закон просто зафиксировал общественный запрос.

Ключевые цели воспитания к 2025 году

Есть четыре ориентира, которые министерство и эксперты называют приоритетными:

  • гражданская идентичность и культура диалога;

  • трудолюбие и ответственность за результат;

  • цифровая и медиаграмотность;

  • навыки взаимодействия и саморазвития.

Эти цели описывают идеальный портрет выпускника. Он не только знает формулы, но и понимает, как жить и работать в команде в реальном мире.

Как это реализуют государственные школы

Важно понимать, что речь идет о 98% всех школ страны, поэтому любые обобщения неизбежно усреднены.

  • Сильная нормативная основа. Для каждой параллели утвержден единый воспитательный план. Учителя проходят федеральные курсы повышения квалификации.

  • Широкая инфраструктура. Сеть центров «Точка роста», движение «Орлята России», Олимпиады, военно‑патриотические клубы — все это работает бесплатно для ребенка.

Однако средняя наполняемость в классе — 25-35 детей, что усложняет индивидуальный подход и делает отчетность громоздкой.

Что предлагают частные школы

В 2023 году в стране было около 875 частных школ — это менее 2% от общего числа, однако частные школы часто выступают «лабораториями» новых воспитательных практик, часто они демонстрируют более гибкие авторские программы воспитания.

  • Малочисленные классы и наставничество. Обычно 10-15 учеников, педагоги знают сильные и слабые стороны каждого.

  • Гибкость программ. Школа свободно комбинирует проектную деятельность, волонтерские часы, театральные студии и бизнес‑симуляции, быстро встраивая новое содержание в утвержденную учебную программу.

  • Договор с семьей. Родители подписывают контракт, где четко прописаны воспитательные цели, формы отчетности и совместная ответственность.

Но есть два очевидных барьера: высокая стоимость обучения и концентрация приватных школ в крупных городах. Это ограничивает доступ к частному образованию для большинства семей.

Как понять, что воспитание в школе работает: 10 критериев

Частый вопрос: чем измерить успех? Универсальной «лакмусовой бумажки» нет, поэтому школы комбинируют количественные и качественные индикаторы. Ниже — расширенный перечень показателей, которые уже используются в федеральном «Мотивирующем мониторинге» и рекомендован методическими письмами Минпросвещения.

Обратите внимание, работают ли указанные ниже критерии в вашей школе, и насколько заметна положительная динамика из года в год.

  1. Растет количество учеников, участвующих в добровольческих и социальных проектах. В 2024 году к движению «Орлята России» присоединились 100 тысяч школьных команд — это почти 2,5 млн детей, и эта динамика ежегодно замеряется на портале проекта.

  2. Дисциплинарная статистика. Снижение количества пропусков без уважительной причины, фиксируется через электронный журнал и отчеты классных руководителей.

  3. Положительный «индекс школьного климата». Итоги анонимных опросов учеников и родителей о безопасности, доверии и уважении публикуются в соответствующем разделе на сайте школы.

  4. Результаты «Мотивирующего мониторинга». Документ Минпросвещения публикуется в открытом доступе и оценивает три блока показателей: создание условий для воспитания учеников, достижение воспитательных результатов, организация процессов. Всего на сайте указаны 18 критериев.

  5. Достижения в софт-скилах. Можно оценить количество проектных работ с защитой, дебатных турниров, командных олимпиад и прочих. Все это подтверждается записью в электронном портфолио.

  6. Участие в спортивных и оздоровительных программах. Здесь оценивается рост числа значков ГТО, посещаемость спортивных секций, уменьшение доли учащихся с хроническими пропусками по болезни.

  7. Профориентационные результаты. Здесь важен процент старшеклассников, прошедших стажировки и успешно сдавших демонстрационный экзамен «ПрофСтарт».

  8. Признание внешних экспертов. Призовые места школьных команд на региональных конкурсах социальных проектов, гранты различных фондов.

  9. Информационная безопасность. Снижение инцидентов с небезопасными онлайн‑ресурсами благодаря урокам медиаграмотности и журналу инцидентов.

  10. Уровень родительского участия. Число активных членов родительских комитетов, регулярность участия семей в школьных мероприятиях.

Используя эту многоуровневую систему наблюдений, школа видит не только факт участия детей в мероприятиях, но и их личностный рост. А родители, получая прозрачную и понятную статистику, убеждаются, что воспитание — не форма отчетности, а реальный результат, который готовит ребенка к жизни в современном обществе.

Вывод

Школа в России должна воспитывать — таково требование закона и общества. Разница между секторами заключается в ресурсах и гибкости, а не в самой идее.

Государственные школы обеспечивают масштаб и доступность, но тратят силы на бюрократию и вынуждены справляться с более крупными классами. Частные школы экспериментируют и показывают яркие практики, но пока остаются нишей крупных городов и обеспеченных семей.

Для всех без исключения ключ к успеху один: понятные цели, измеримые показатели и партнерство с родителями. Именно эта связка превращает «календарный план воспитательной работы» из формальной бумажки в живой инструмент, который делает школу местом, где растут не только знания, но и личности.

Комментарии0
под именем