Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Должна ли школа воспитывать детей: что об этом говорит закон
Мнение родителей делится на два лагеря: тех, кто считает, что школа должна учить детей, и тех, кто уверен, что учителя обязаны еще и воспитывать. Выясняем, что в наши дни считается воспитанием детей в учебном заведении.
Развеем все сомнения: согласно федеральному закону № 273-ФЗ, действующему с июля 2020 года, каждая российская школа обязана разрабатывать и реализовывать «Календарный план воспитательной работы». Тем не менее масштабы и методы остаются предметом споров.
Зачем воспитание закрепили законом
Родители все чаще ждут от школы не только хороших оценок, но и помощи в формировании характера и мировоззрения ребенка. Одновременно с этим действующие образовательные стандарты прямо требуют, чтобы выпускник умел сотрудничать, критически мыслить и ценить гражданскую ответственность. Закон просто зафиксировал общественный запрос.
Ключевые цели воспитания к 2025 году
Есть четыре ориентира, которые министерство и эксперты называют приоритетными:
гражданская идентичность и культура диалога;
трудолюбие и ответственность за результат;
цифровая и медиаграмотность;
навыки взаимодействия и саморазвития.
Эти цели описывают идеальный портрет выпускника. Он не только знает формулы, но и понимает, как жить и работать в команде в реальном мире.
Как это реализуют государственные школы
Важно понимать, что речь идет о 98% всех школ страны, поэтому любые обобщения неизбежно усреднены.
Сильная нормативная основа. Для каждой параллели утвержден единый воспитательный план. Учителя проходят федеральные курсы повышения квалификации.
Широкая инфраструктура. Сеть центров «Точка роста», движение «Орлята России», Олимпиады, военно‑патриотические клубы — все это работает бесплатно для ребенка.
Однако средняя наполняемость в классе — 25-35 детей, что усложняет индивидуальный подход и делает отчетность громоздкой.
Что предлагают частные школы
В 2023 году в стране было около 875 частных школ — это менее 2% от общего числа, однако частные школы часто выступают «лабораториями» новых воспитательных практик, часто они демонстрируют более гибкие авторские программы воспитания.
Малочисленные классы и наставничество. Обычно 10-15 учеников, педагоги знают сильные и слабые стороны каждого.
Гибкость программ. Школа свободно комбинирует проектную деятельность, волонтерские часы, театральные студии и бизнес‑симуляции, быстро встраивая новое содержание в утвержденную учебную программу.
Договор с семьей. Родители подписывают контракт, где четко прописаны воспитательные цели, формы отчетности и совместная ответственность.
Но есть два очевидных барьера: высокая стоимость обучения и концентрация приватных школ в крупных городах. Это ограничивает доступ к частному образованию для большинства семей.
Как понять, что воспитание в школе работает: 10 критериев
Частый вопрос: чем измерить успех? Универсальной «лакмусовой бумажки» нет, поэтому школы комбинируют количественные и качественные индикаторы. Ниже — расширенный перечень показателей, которые уже используются в федеральном «Мотивирующем мониторинге» и рекомендован методическими письмами Минпросвещения.
Обратите внимание, работают ли указанные ниже критерии в вашей школе, и насколько заметна положительная динамика из года в год.
Растет количество учеников, участвующих в добровольческих и социальных проектах. В 2024 году к движению «Орлята России» присоединились 100 тысяч школьных команд — это почти 2,5 млн детей, и эта динамика ежегодно замеряется на портале проекта.
Дисциплинарная статистика. Снижение количества пропусков без уважительной причины, фиксируется через электронный журнал и отчеты классных руководителей.
Положительный «индекс школьного климата». Итоги анонимных опросов учеников и родителей о безопасности, доверии и уважении публикуются в соответствующем разделе на сайте школы.
Результаты «Мотивирующего мониторинга». Документ Минпросвещения публикуется в открытом доступе и оценивает три блока показателей: создание условий для воспитания учеников, достижение воспитательных результатов, организация процессов. Всего на сайте указаны 18 критериев.
Достижения в софт-скилах. Можно оценить количество проектных работ с защитой, дебатных турниров, командных олимпиад и прочих. Все это подтверждается записью в электронном портфолио.
Участие в спортивных и оздоровительных программах. Здесь оценивается рост числа значков ГТО, посещаемость спортивных секций, уменьшение доли учащихся с хроническими пропусками по болезни.
Профориентационные результаты. Здесь важен процент старшеклассников, прошедших стажировки и успешно сдавших демонстрационный экзамен «ПрофСтарт».
Признание внешних экспертов. Призовые места школьных команд на региональных конкурсах социальных проектов, гранты различных фондов.
Информационная безопасность. Снижение инцидентов с небезопасными онлайн‑ресурсами благодаря урокам медиаграмотности и журналу инцидентов.
Уровень родительского участия. Число активных членов родительских комитетов, регулярность участия семей в школьных мероприятиях.
Используя эту многоуровневую систему наблюдений, школа видит не только факт участия детей в мероприятиях, но и их личностный рост. А родители, получая прозрачную и понятную статистику, убеждаются, что воспитание — не форма отчетности, а реальный результат, который готовит ребенка к жизни в современном обществе.
Вывод
Школа в России должна воспитывать — таково требование закона и общества. Разница между секторами заключается в ресурсах и гибкости, а не в самой идее.
Государственные школы обеспечивают масштаб и доступность, но тратят силы на бюрократию и вынуждены справляться с более крупными классами. Частные школы экспериментируют и показывают яркие практики, но пока остаются нишей крупных городов и обеспеченных семей.
Для всех без исключения ключ к успеху один: понятные цели, измеримые показатели и партнерство с родителями. Именно эта связка превращает «календарный план воспитательной работы» из формальной бумажки в живой инструмент, который делает школу местом, где растут не только знания, но и личности.