Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Сколько давать ребёнку на карманные расходы, и как научить его тратить деньги
Навык распоряжаться собственными деньгами — первый шаг к финансовой самостоятельности ребёнка. Родители подходят к этому вопросу по-разному: одни устанавливают фиксированную сумму на неделю, другие мотивируют «бонусами» за оценки или помощь по дому, а третьи вовсе опасаются этой практики, чтобы не избаловать.
Вместе с детским психологом Еленой Шатохиной и начальником управления по развитию сервиса Апельсин Светланой Балахтиной обсудим, как с помощью карманных денег сформировать полезные привычки.
Как поменялись «детские» расходы за последние годы?
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru
В 2025 году структура детских расходов заметно изменилась. Если раньше младшее поколение тратило карманные деньги преимущественно на сладости и мелкие игрушки, то сегодня в приоритете питание вне дома.
На первом месте — фастфуд
По данным общероссийских исследований 2025 года, 40% детей от 4 до 15 лет тратят деньги на еду в ресторанах быстрого питания, в среднем от 255 рублей в неделю. Однако вкусности никуда не делись: сладости, жвачки и напитки занимают вторую строчку в списке трат.
Выросли расходы на онлайн-игры и приложения
Отдельное место в расходах занимают виртуальные товары: скины в видеоиграх и подписки на мобильные приложения. Рынок онлайн-гейминга продолжает непрерывно расти за счёт вовлечения детей и подростков, а вместе с этим взлетают и продажи внутриигровых товаров.
Платные дополнения приложений определяют комфорт конкретного игрока, а также его престиж внутри геймерского сообщества. На «апгрейд» персонажа чаще всего решаются мальчики, и это нередко приводит их к необдуманным тратам или попыткам получить желаемый скин через сомнительные предложения: например, фейковые розыгрыши, за которыми скрываются мошенники.
Сколько карманных денег давать детям и подросткам
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru
Размер личных финансов ребёнка напрямую связан с его возрастом и постепенно увеличивается по мере взросления.
По результатам федеральных опросов, родители младших школьников (7–10 лет) выдают 500 рублей в неделю на мелкие покупки (в основном на сладости и игрушки).
У ребенка 11–14 лет финансовые запросы выше: нужно питаться вне дома, оплачивать транспорт и цифровые сервисы. Средний объём карманных денег для этой возрастной категории — 930 рублей в неделю. И здесь гораздо меньше тех, у кого нет собственного бюджета: только 10% родителей не выделяют детям 11-14 лет денег на личные траты.
У подростков 15–17 лет суммы заметно выше: на «карманные» им в среднем дают 1320 рублей в неделю, однако есть семьи, где выплачивают уже 2000–5000 рублей. Резкий рост расходов во многом связан с расширением интересов и кругозора: сюда добавляются хобби, абонементы, гаджеты и другие развлечения.
При этом в подростковом возрасте снижается родительский контроль: если у младших школьников расходы отслеживают 66% взрослых, то у старших — только 45%.
Семьи, проживающие в больших городах, обычно выделяют крупные суммы из-за высоких расходов и большего числа доступных развлечений и сервисов.
Повышают планку и дополнительные занятия: спорт, музыка и различные хобби. Но если речь об образовании (например, языковые курсы и репетиторы), родители часто выносят их в отдельную категорию, чтобы ребёнок продолжал получать ту же сумму «карманных» средств.
Всегда лучше начинать с фиксированной суммы: она закладывает принцип ограничения, стимулирует выбирать действительно нужное, учит откладывать на более крупные цели. Но это не значит, что она должна остаться такой до момента, когда у ребёнка возрастут потребности или появятся модные запросы, связанные с самовыражением и желанием внешне соответствовать трендам. Стоит увеличить сумму, если, например, подорожало питание, выросли затраты на проезд или появились первые хобби.
«Сыну-первокласснику стали давать 200 рублей в неделю. Было важно, чтобы он видел: если всё потратил сразу на сладости, условный киндер или игрушечную машину — остальное он сможет позволить себе только на следующей неделе. Сначала он удивлялся, что не может попросить ещё, но со временем стал копить на то, что действительно хочет, а не хватать всё подряд».
Ольга, мама двоих школьников из Самары.
С какого возраста стоит давать карманные деньги?
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru
Оптимальный возраст для первых карманных денег — момент, когда ребёнок начинает проявлять интерес к финансам или когда появляются школьные расходы: питание, канцтовары. В этот момент важно объяснить, что деньги — это труд, компенсация потраченного времени, а не просто средство для спонтанных покупок. Можно обсудить, из чего формируется семейный бюджет, как он распределяется и как принимаются решения о крупных тратах.
Чтобы понять, насколько дети готовы к «самостоятельному» контролю финансов, психолог Елена Шатохина советует провести эксперимент: выдать фиксированную сумму (предполагаемый дневной или недельный «карманный» бюджет) и предложить потратить её по собственному усмотрению, а потом вместе обсудить покупки.
По итогам эксперимента нужно будет вспомнить, на что и почему потрачены деньги, насколько сложно было выбирать и что бы изменилось, если бы сумма стала меньше или больше.
Если большая часть суммы ушла на не самые полезные покупки, важно не критиковать, а спокойно обсудить, что дали такие траты ребёнку: принесли радость, закрыли потребность или просто ушли в никуда.
Спустя время можно повторить эксперимент, сделав его более конкретным: например, «купить продуктов, из которых можно приготовить обед на всю семью», «купить то, чем можно перекусить после уроков и не проголодаться до ужина». Такой опыт поможет родителям познакомиться с приоритетами и желаниями детей, а самому ребёнку — увидеть последствия собственных финансовых решений на практике.
Опыт родителей
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru
В раннем подростковом возрасте (12-14 лет) можно предложить первую несложную подработку или оплачиваемые обязанности внутри семьи: дополнительную уборку или помощь старшим родственникам.
Мария, мама из Воронежа, рассказала, что они предложили сыну раз в месяц помогать дедушке на даче летом — за это подростку начисляют дополнительную сумму к его привычным «карманным» деньгам.
Елена из Санкт-Петербурга поделилась тем, что её старший мальчик взял на себя уход за домашними животными, что было вне его обычных домашних обязанностей, и за это он стал получать символическую «премию». Однако подработка не должна полностью заменить карманные деньги — иначе исчезает стабильная основа для учёта и планирования.
Опытные родители не советуют платить за хорошие оценки или регулярную уборку, потому что для детей небольшие бытовые поручения и учёба — это основная зона ответственности, а не источник заработка. Рациональнее обсуждать награды за редкие или крупные достижения и избегать превращения отношений в систему «купли-продажи».
«Мы начинали с наличных: сын учился считать сдачу и видеть „реальные“ деньги, но когда стал часто ездить на тренировки и возвращаться поздно, оформили ему банковскую карту. Теперь обсуждать траты получается спокойно, без нотаций: если где-то перебрал с расходами, садимся вместе и смотрим, что было лишним.
Появился интерес к экономии: сын спрашивает про кешбэк, сравнивает цены, предлагает копить на что-то крупное, например, на новые наушники и приставку. Я тоже делюсь, как сама веду семейный бюджет, рассказываю, сколько пришлось отложить на отпуск».
Анна, мама шестиклассника из Екатеринбурга.
Как помочь ребёнку самому оптимизировать расходы
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru
Регулярные выплаты карманных денег, в отличие от разовых сумм по запросу, учат планировать бюджет. Большинство российских родителей выдают карманные деньги строго по расписанию: ежедневно (38%) или раз в неделю (36%), и среди их детей выше доля тех, кто умеет вести учёт и откладывать на желаемые покупки.
По статистике только 23% детей старше 10 лет систематически копят на крупные вещи, остальные чаще тратятся на мелочи, поэтому важно выработать у ребёнка навык делить все доходы на обязательные нужды, небольшие радости и долгосрочные цели. В этом помогут простые визуальные инструменты: диаграмма на листе бумаги или в приложении. Стоит познакомить детей и с современными мобильными приложениями, которые фиксируют доходы и расходы, «подсвечивая» основные группы трат.
Светлана Балахтина рекомендует: «Чуть позже можно рассказать про акции и купоны и о том, как отличить реальную потребительскую выгоду от фейковой. Также можно познакомить их с кешбэком: например, банковская карта позволяет получать баллы с покупок в продуктовом магазине, значит, с неё выгоднее оплачивать сок и булочку, которые ребёнок обычно покупает после школы; а если бонусы накопить — спустя некоторое время ими можно будет оплатить покупку целиком.
Стоит рассказать и о транспортных абонементах: для взрослых они часто выгоднее, чем оплата каждой поездки наличными или картой. В качестве эксперимента и «урока на будущее» можно вместе рассчитать, сколько стоит поездка с проездным или без него, есть ли выгода от «совместных» тарифов (например, автобус + трамвай)».
Научить ребёнка структурировать собственные траты — значит помочь ему осознанно подходить к покупкам, не поддаваясь моде, рекламе или влиянию трендов из социальных сетей. Психолог отмечает: важно обсуждать с ребёнком, что у всех людей бывают настоящие потребности (еда, одежда, учёба, комфортное общение, развитие) и желания, появившиеся лишь под влиянием окружающей среды: после просмотра рекламы стримингового сервиса или всплеска популярности вещи вроде игрушки Лабубу.
Стоит вместе попробовать их разделить: создать простую таблицу и время от времени записывать там предстоящие покупки, ранжируя их по срочности и предполагаемой пользе. Список можно разбирать каждые несколько дней, отмечая изменения.
Психологтакже советует не торопиться с запретами, а вовлекать ребёнка в обсуждения, задавать наводящие вопросы:
Зачем тебе эта вещь? Есть ли что-то похожее у нас дома и какие функции эта вещь выполняет? Чем она отличается от той, которую хочется купить сейчас?
Что изменится, если ее не будет?
Что изменится, если подобрать к ней более бюджетную альтернативу?
Если ребёнок научится самостоятельно, без запретов и ультиматумов, распознавать, где «хочу» связано с модой, а где — с реальными нуждами, со временем он будет внимательнее относиться и к своим средствам.