В Санкт-Петербурге блогерша и коуч по трансформации Анастасия Скворцова во время купания в тазу утопила грудного сына, которому было всего лишь 16 дней. У женщины также есть 8-летняя дочь.
Долгое время Анастасия транслировала в соцсетях идеальную картинку семьи, но никто из подписчиков не знал, что на самом деле происходило в жизни блогерши. Как писала коуч по трансформации в соцсетях, она прошла через сложный период — 10-летний токсичный брак, где ее старания обесценивались. Женщина пять лет мечтала стать матерью, но не могла забеременеть, а когда чудо случилось, отец сына не мог поверить, что ребенок от него.
Теперь же выяснилось, что ради поддержания идеального образа Анастасия влезла в долги, которые не могла выплатить. Но блогерша продолжала рассказывать подписчикам, что у нее все хорошо. Скворцова продавал курсы по родологии — псевдонауке, которая утверждает, что мы несем ответственность за поступки наших предков, и если хотим успеха, должны изменить «родовую программу». В соцсетях Анастасия утверждала, что ее сын впитал все лучшее из родов отца и матери и станет мужчиной-воином, сильным и смелым.
По данным телеграм-канала «РЕН ТВ», в отношении женщины СК Санкт-Петербурга возбудил уголовное дело уголовное дело об убийстве малолетнего (пункт «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ), срок наказания по которому составляет от 8 лет. Любопытно, что речь не идет о статье 106 УК РФ «Убийство матерью новорожденного ребенка», за которую дают от 2 до 4 лет лишения свободы.
Сейчас эксперты пытаются разобраться, что толкнуло блогершу на этот страшный поступок — послеродовая депрессия или послеродовой психоз. Пользователи обсуждают в комментариях возможный диагноз Анастасии, ссылаясь на собственный опыт или объяснения знакомых психологов.
Послеродовая депрессия может долго не давать о себе знать, особенно если в семье ее игнорируют, считают выдуманной болезнью, и страдающая от депрессии женщина вынуждена скрывать симптомы. В отличие от депрессии, послеродовой психоз может развиться быстро и без должной помощи дойти до крайностей — смерти матери и/или ребенка. Часто на послеродовой психоз указывает появление навязчивых мыслей и галлюцинаций.
Незадолго до трагедии знакомые стали замечать странное поведение Анастасии. Женщина постоянно говорила о том, что хочет отомстить бывшему, который не признал ребенка. «Мне показались какие-то у нее нарушения с психикой. Человек с ума стал сходить. Она какие-то неадекватные вещи мне стала говорить. Ну, мы поссорились там из-за мелочей», — рассказала журналистам подруга блогерши.
О том, как проявляется послеродовой психоз, Parents рассказывает на примере личной истории.
«Это не наш ребенок, его подменили в роддоме»
Молодая женщина 25 лет родила в успешном браке с любимым мужем желанного первенца. Роды были без осложнений, и маму с сыном довольно быстро выписали домой, где она осталась в новом для себя качестве практически вдвоем с новорожденным, так как муж был очень занят на ответственной работе, а родители пары жили в другом городе.
Первые недели после возвращения домой были довольно обычными, с хлопотами, пеленками, распашонками и грудным вскармливанием, тревожным поверхностным сном с заботой о малыше. В течение первого месяца молодая мама стала отстраненной, уставшей, перестала быстро подходить при плаче ребенка, ей стало тяжело вставать с кровати.
Дни молодой мамы стали не радостными, а тяжелыми. Ожидаемый восторг не наступил. Вместо него пришла усталость — не физическая, а экзистенциальная. Каждый крик ребенка отзывался в ней не материнским порывом, а глухой, животной тревогой. Она все делала автоматически, равнодушно: кормила, пеленала, купала.
А потом ее мозг, измученный нехваткой сна, гормональной бурей и этой пустотой, предложил ей спасительное объяснение. Жестокое и логичное одновременно. Однажды ночью она разбудила мужа ледяным, отрешенным голосом: «Это не наш ребенок. Его подменили. Тот был… другим. У этого другое личико. Я его не чувствую. Он чужой».
Это была не капризная истерика. Это была кристально холодная, выстраданная уверенность. Ее материнское сердце, не ощутившее связи, нашло единственно возможный для себя выход: если я не чувствую его своим, значит, он — не мой. Значит, его подменили.
Ее реальность перестроилась вокруг этой идеи. Она часами рассматривала ребёнка, выискивая «доказательства» — не то расположение родинок, не тот разрез глаз. Она требовала от мужа немедленно найти лучшего адвоката, начать тяжбу с роддомом, вернуть «их» мальчика. Одновременно с этим появились и другие страхи, она запиралась в комнате, боясь, что кто-то неведомый и враждебный проникнет в дом.
Именно это — бредовая идея о подмене ребенка — стало тревожным звонком, который заставил ее мужа действовать. Он понял, что столкнулся не с капризом, а с болезнью. Вовремя подоспевшая профессиональная психиатрическая помощь помогла справиться с ситуацией. И после лечения пациентка стала заботливой и любящей мамой.
Почему так происходит?
Беременность и роды — колоссальная встряска для всего организма. Если во время вынашивания ребенка гормональный фон стабилен и настроение, как правило, ровное, то сами роды подобны биохимическому взрыву. Уровень гормонов резко падает, запускается процесс лактации, меняется обмен веществ. На этом фоне даже благополучные роды — огромный стресс, а если были осложнения — нагрузка на психику многократно возрастает.
Ко всему прочему, кардинально меняется жизнь: нарушается сон, исчезает привычный режим, появляется колоссальная ответственность. Возникает так называемый «бэби-блюз» — кратковременный период легкой хандры и плаксивости, который длится около двух недель и считается нормой. В этом случае помощь по хозяйству и поддержка близких обычно помогают вернуться в норму.
Но для некоторых женщин это состояние не заканчивается. Оно усугубляется и перерастает в настоящую послеродовую депрессию. А депрессия со временем может перерасти в психоз. И это уже будет очень серьезно.
Мини-словарик поможет отличить одно состояние от другого
Бэби блюз — кратковременное (до двух недель) легкое снижение настроения, хандра. Возникает у здоровой женщины сразу после родов и длится до 14 дней. Считается нормой, в лечении не нуждается.
Послеродовая депрессия — выраженное снижение настроения у здоровой женщины, недавно родившей ребенка. Это стойкое состояние, включающее грусть, подавленность, раздражительность, тревожность, апатию. Все эти симптомы появляются через 4-16 недель после родов.
Психоз — тяжелое состояние с сочетанием депрессивных и психотических симптомов (бред, галлюцинации, навязчивые состояния).
Тревожные звоночки: когда пора бить тревогу
Главная опасность послеродовой депрессии в том, что женщины часто скрывают свои истинные чувства. Им кажется, что их мысли «неправильные», что они «плохие матери», и они боятся осуждения.
Обратите внимание на эти симптомы, если они длятся больше двух недель:
Постоянная подавленность и чувство опустошенности: мама большую часть дня грустит, плачет; ничто не становится для нее поводом для радости.
Полная апатия и упадок сил, нет сил не только на уход за ребенком, но и на простейшие бытовые дела. Постоянное желание лежать.
Чувство вины и собственной никчемности: появляются навязчивые мысли «я плохая мать», «я не справляюсь».
Раздражительность и немотивированная агрессия, особенно по отношению к самым близким.
Нарушения сна и аппетита, мама не может уснуть, или, наоборот, спит постоянно. Аппетит может как пропадать, так и становиться чрезмерным.
Трудности с эмоциональным контактом с ребенком: становится тяжело проявлять нежность, заботиться.
Самое страшное — появление мыслей о нежелании жить, которые в самых тяжелых случаях могут распространяться и на ребенка.
Если вы заметили эти признаки у своей жены, дочери, подруги — это не повод ее ругать или читать нотации. Это повод мягко поговорить, поддержать и настоятельно рекомендовать обратиться к специалисту.
Как понять, что наступил послеродовой психоз
Если помощь не была оказана вовремя, депрессия может перерасти в послеродовой психоз. Это острое и опасное состояние, при котором у женщины появляются:
Бредовые идеи: например, что ребенок тяжело болен, что его подменили или что он одержим.
Галлюцинации: «голоса», приказывающие навредить себе или малышу.
Дезориентация и неадекватное поведение.
Это состояние требует немедленной госпитализации в специализированный стационар! Промедление может быть опасно для жизни и матери, и ребенка. Мы неоднократно читаем в новостях истории о том, как женщина вместе с ребенком выходит из окна. Это самая распространенная ситуация при послеродовом психозе.
Можно ли вылечиться?
Да, и чем раньше вы обратитесь за помощью, тем быстрее и эффективнее пойдет восстановление.
Лечение подбирается индивидуально: это может быть психотерапия, в более серьёзных случаях — современные и безопасные при грудном вскармливании медикаменты.
Важнейшую роль играет поддержка семьи. Просто взять на себя часть забот, дать маме выспаться, выслушать ее без осуждения — это уже огромный вклад в ее выздоровление.
Послеродовая депрессия — это не слабость, а медицинское состояние. Его можно и нужно лечить. Обращение за помощью — это путь любви к себе, своему ребенку и своей семье. Не оставайтесь наедине со своей болью. Доверьтесь специалистам, и вы сможете снова увидеть краски жизни и почувствовать радость материнства.
Приходилось ли вам сталкиваться с послеродовой депрессией — у вас, родственников или друзей?
- 40.0%Да, это очень распространенная проблема.
- 60.0%Нет, мне и моим близким повезло.

