В последнее время мы все чаще встречаем детей, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнять указания. С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Часто у родителей такие проявления вызывают не просто беспокойство, но и злость. Но важно понимать, что все эти проблемы являются результатом измененной биохимической активности мозговых структур и сам ребенок никак не может контролировать свое поведение.
Золотые правила
Во-первых, родителям необходимо отвести ребенка на консультацию к психоневрологу для постановки точного диагноза. Во-вторых, в общении с гиперактивными детьми необходимо стараться соблюдать ряд правил, о которых должны знать родители и педагоги:
не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;
при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;
во время занятий такому ребенку лучше сидеть за первой партой, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
в течение занятий давайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести, помочь и т.п.;
хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.
Главные цели
Учитывая особенности психического и физического развития детей с СДВГ, все игры и упражнения должны одновременно решать ряд задач:
развитие произвольности и самоконтроля;
развитие внимательности, наблюдательности и воображения;
снятие психоэмоционального напряжения;
развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
развитие координации движений и пр.
10 веселых упражнений
1. Зажигательная разминка
Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паравозики: «Ту-ту-у-у-у».
«Заводят будильник». Сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения перед собой: «джик-джик-джик».
Будильник зазвонил: «З-з-з». Мы его остановим- дети слегка ударяют ладошкой по голове.
«Лепим» личико (проводим вместе с ребенком руками по краю лица), волосы (нажимаем подушечками пальцев на корни волос), брови, глазки, носики, ушки, подбородок (по аналогии).
«Рисуем носиком солнышко». Крутят головой, рисуют носиком лучики «жжик-жжик-жжик».
Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый!», гладят себя по голове.
2. Игра «Будь внимателен!»
Дети встают в круг. Ведущий берет мяч и входит в центр круга. Он называет имена детей и бросает мяч. Ребенок, услышав свое имя, должен поймать мяч и кинуть его обратно. Игра проводится в быстром темпе.
3. Упражнение «Передай движение»
Дети стоят по кругу и по сигналу ведущего делают вид, что передают друг другу большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, цветочек и др.
4. Игра «Самолеты»
Дети сидят на корточках далеко друг от друга как «самолеты на аэродроме».
Ведущий говорит: «Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели!»
Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.
Через какое-то время ведущий говорит: «Полетели, полетели и сели».
Дети садятся на корточки, ждут команды ведущего. Так делается несколько раз. В конце игры «самолеты прилетают к морю» — дети садятся на стулья или ложатся на ковер так, чтобы не задеть друг друга.
5. Упражнение «Надоедливая муха»
Ведущий говорит: «Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас греет, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Муха кружиться возле глаз — поморгайте ими, перелетает с щеки на щеку — надувайте по очереди каждую щеку, уселась на подбородок — подвигайте челюстью и т.д.»
6. Упражнение «Раз, два, три — говори!»
Дети сидят на стульчиках. Перед ними мольберт с листом плотной бумаги. Ведущий рисует морской берег, волны, чаек, пароходик. Затем он вызывает одного из детей и шепотом предлагает ему внести в рисунок дополнение (изобразить облачко, лодочку, камешек на берегу и т.п.). Мольберт переворачивается, вызванный ребенок выполняет инструкцию, и рисунок вновь демонстрируется детям. Ведущий просит детей определить, какая новая деталь появилась на картинке, и назвать ее, но только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три — говори!» Картина дополняется поочередно всеми детьми.
7. Упражнение «Одно большое животное»
Дети и ведущий встают в круг и берутся за руки.
Ведущий говорит: «Представьте себе, что мы — одно большое животное. Будем дышать все вместе: шаг вперед — вдох, шаг назад — выдох».
Упражнение повторяется 3 раза.
8. Игра «Запретное движение»
Дети стоят полукругом напротив ведущего. Ведущий говорит: «Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять все движения, кроме одного».
Сначала ведущий показывает разные движения (например, руки вверх, в стороны и др.). Дети повторяют их.
Затем ведущий называет и показывает «запретное движение» (например, подпрыгивание), которое дети не должны повторять. Дается сигнал к началу игры. Дети повторяют все движения ведущего, кроме «запретного».
9. Игра «Зоопарк»
Ведущий говорит: «Попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз — прыгайте как зайчики, хлопну два раза — ходите вразвалочку как медведи, хлопну три раза — „превращайтесь“ в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру».
10. Упражнение «Насос и мяч»
Ребенок изображает мяч, ведущий (или другой ребенок) — насос. Выполняются движения в соответствии с полученной ролью:
«Мяч сдутый» — ребенок сидит на корточках.
«Насос надувает мяч» — ведущий (другой ребенок) делает соответствующие движения руками, сопровождая их звуками «с-с-с…».
«Мяч становится все больше» — ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх.
«Насос прекращает работу» — ведущий (другой ребенок) делает вид, что выдергивает шланг.
«Мяч вновь сдувается» — ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки.
Упражнение повторяется несколько раз, затем дети меняются ролями.
Больше полезных материалов для родителей — в нашем канале на