Ученые давно доказали — интеллект ребенок наследует от матери. Однако, как выяснилось, помимо интеллектуальных способностей, по наследству можно получить и еще и скорость работы мозга.
Новое исследование китайских ученых показало, что основа когнитивной гибкости — способности быстро переключаться и адаптироваться ко всему новому — лежит в состоянии, называемом «критичностью мозга», которое, в свою очередь, передается по наследству.
Не стоит путать «критичность мозга» («критическое состояние мозга») с критическим мышлением. Критичность мозга — это режим работы мозга, при котором нейронные сети работают как кот Шредингера (который и не жив, и не мертв): балансируют между хаосом и порядком. В этом состоянии мозг становится более чувствительным ко всей поступающей из вне информации, а также способен более быстро ее обрабатывать и адаптировать. Благодаря этому процессу мы можем переключать внимание, запоминать важные для нас вещи, учиться и фантазировать.
В исследовании приняли участие более 800 респондентов, среди которых были как однояйцевые и разнояйцевые близнецы, а также люди, не состоящие в родстве. Таким образом ученые смогли более точно оценить, насколько критичность мозга зависит от генетики.
Согласно результатам исследования, наибольшей генетической предрасположенностью к критичности мозга отличаются сенсорные области мозга, отвечающие за зрение, слух и сигналы, поступающие от тела. Именно эти участки мозга отвечают за первичную обработку только что поступившей информации. При этом области мозга, отвечающие за осмысление информации, в большей степени зависят от той среды, что окружает человека, а также от его опыта.
Исследование также показало, что респонденты, чья критичность мозга оказалась выше, чем у других, лучше справлялись с тестами на память, внимание и скорость мышления. Это значит, что критичность мозга — один из признаков когнитивного здоровья, нарушения в котором ведут к задержкам развития и различным нейропсихическим расстройствам: от тревоги и депрессии до аутизма, шизофрении и болезни Альцгеймера.
Если ученым научатся обнаруживать низкий уровень критичности мозга в раннем детстве, это позволит не только предсказывать различные заболевания, но и поможет адаптировать систему обучения таким образом, чтобы она подходила конкретному ребенку. Также авторы исследования надеются, что в будущем их исследование послужит фундаментом для создания новых методов диагностики, профилактики и лечения когнитивных нарушений.