как исправить почерк у ребенка
Фото
Liderina / iStock / Getty Images
Екатерина Бунеева

доктор педагогических наук, автор школьных учебников и пособий для дошкольников, основатель Домашней онлайн-школы грамотности

www.facebook.com/buneevaavtor/

Зачем учить ребенка писать, когда можно печатать?

Нужно писать ручкой. Главный аргумент: когда развивается и работает мелкая моторика, развиваются и совершенствуются мышление и речь. Если ребенок совершает мелкие точные движения кистями рук и пальцами, значит, у него нервная система, костная и мышечная действуют согласованно.

Почерк — тоже область мелкой моторики. Исследования подтвердили, что буква и звук соединяются через мозг посредством моторики. Мысль известного педагога Василия Сухомлинского о том, что речь ребенка — на кончиках его пальчиков, это подтверждает. Значит, нужно писать, а не нажимать на клавиши, если мы хотим, чтобы у ребенка развивалась речь.

Как научить сразу писать красиво?

Для этого нужно следовать правильной методике с самого начала, как только ребенок первый раз открывает прописи. Первые упражнения — самые важные, их два:

  1. обведение по контуру элементов букв;

  2. штриховка рисунков в разных направлениях.

Выполняя эти задания, ребенок отрабатывает ритмичность и линейность письма, независимость от нажима и инструмента письма (можно писать и карандашом, и шариковой и гелевой ручкой).

Нужно обязательно обращать внимание на правильную осанку, положение тетради «уголком» на столе.

как исправить почерк у ребенка
Фото
Getty Images

Обводим по контуру элементы букв

Последовательность действий — строгая! Общий алгоритм такой:

  1. Рассматриваем образец, определяем, откуда рука начнет движение и где она его закончит.

  2. Выполняем однообразные, повторяющиеся действия в образцах.

  3. Пишем небольшими «островками», то есть обводим не все сразу, а по три одинаковых элемента, чтобы соблюсти ритмичность.

  4. Написали группу из трех элементов — анализируем.

как исправить почерк у ребенка
Фото
Екатерина Бунеева

ПРИМЕР:

  1. Рассматриваем образец, определяем, что рука будет двигаться «сверху вниз», «к себе», на счет «раз».

  2. Обводим под счет «раз» две наклонные прямые: «раз», «раз».

  3. Анализируем, получилось ли похоже, не вышли ли за пределы образца; ребенок говорит вслух, что получилось, а что нет. Развивается умение самоконтроля.

  4. Обводим следующие две прямые под счет: «раз», «раз». Пишем не быстро, но и не медленно. Формируется скорость письма.

  5. Опять анализируем написанное: говорим, что получилось, а что пока нет.

  6. Обводим следующие две прямые, считаем хором, негромко: «раз», «раз». Анализируем написанное.

  7. Рассматриваем оставшуюся часть задания на этой строчке. Здесь уже нужно не обвести, а соединить точки. «Какой линией соединим, чтобы было похоже?» — «Прямой». — «Где будем начинать? Где закончим?»

  8. Самостоятельно соединяем точки, но не все сразу, а два раза и останавливаемся: сравниваем с образцом.

  9. Соединяем следующие два элемента. Здесь можно поменять цвет, например, две соединим синим, две зеленым.

  10. Ребенок находит и подчеркивает на этой строчке элементы, которые, по его мнению, получились лучше всего. Если самокритичные дети не находят у себя таких, очень важно, чтобы это сделал взрослый. Фиксируем внимание на достижениях, а не на ошибках!

как исправить почерк у ребенка
Фото
Екатерина Бунеева

Обводим по контуру цепочки рисунков

Эти рисунки лучше выполнять разным цветом, подчеркивая их ритмичность.

  1. Рассматриваем, из каких линий состоит первый мяч (из четырех полуовалов). Договариваемся, какого цвета наш мяч, например, левая часть — синяя, правая — красная, центральные полуовалы — желтые.

  2. Сначала работаем только одним цветом —  синим. Обводим все левые полуовалы синим цветом — четыре раза.

  3. Обводим все правые полуовалы красным цветом — четыре раза.

  4. Оба центральных полуовала в каждом мяче обводим желтым — восемь раз.

  5. Анализируем весь ряд, ребенок находит и подчеркивает свой лучший мяч.

Как исправить почерк у ребенка?

Самый эффективный прием, который развивает мелкую моторику и нравится детям, — штриховка. Обычно взрослые предлагают маленьким детям раскрашивать, но для развития навыка письма штриховка гораздо полезнее. Все рисунки, которые есть в прописях, не раскрашиваем, а заштриховываем в разных направлениях. Больше внимания сначала уделяем штриховке справа налево, так как у большинства элементов букв направление «к себе — от себя».

как исправить почерк у ребенка
Фото
Екатерина Бунеева

Штриховать лучше разным цветом, соблюдая ритмичность. Цвет выбирает ребенок, направления штриховки нужно показать (вертикальные или горизонтальные линии, с наклоном вправо, с наклоном влево) и предложить выбрать для разных элементов рисунка разное направление. Также очень полезно крупные фрагменты рисунка расписывать буквами или элементами букв разным цветом, это можно делать и карандашами, и гелевой ручкой, только не фломастером: линия должна быть тонкой. Такое упражнение больше похоже на игру, и ребенок может заниматься долго и увлеченно.