Способы хорошо и быстро делать уроки
Фото
Getty Images

Когда наступает время домашнего задания, мой почти отличник за секунду превращается в унылого лодыря. Сначала ему нужно попить, потом поесть, потом в туалет, потом еще раз в туалет, потом подумать… два коротеньких упражнения по русскому он может делать по 2-3 часа, писать примеры по математике — еще дольше. В итоге, никакой «личной жизни».

И это не потому что он глупый и не понимает задания. Ему лень. Ему скучно. Он тянет время. В итоге все заканчивается ссорой и стрессом обеих сторон конфликта. А ведь так быть не должно.

Есть ли способы научить ребенка делать уроки спокойно, быстро, а главное хорошо? Разбираемся с экспертами.

Способ №1: Договариваться

Нина Зверева

Нина Зверева

Тренер ораторского мастерства

Эксперт по публичным выступлениям, обладатель двух телевизионных премий ТЭФИ, создатель онлайн-школы по риторике и сложным коммуникациям

«Надо приучать ребенка выполнять договоренности. „Хорошо, ты решил не делать уроки, а сделать их на переменке. Ты понимаешь последствия. Как тебе кажется, какие они будут? Проблемы с учебой. Сложности с выбором вуза. Трудности с работой — сможешь ли ты стать тем, кем мечтаешь? А если ты решил делать уроки — какие будут последствия? Ты сможешь перейти в хорошую школу. Поступить в отличный вуз. Работать тем, кем хочешь. Что для тебя важнее: напрячься сейчас или всю жизнь напрягаться потом?“ Я бы потратила время на то, чтобы прояснить смыслы».

Способ №2: Приучать к самостоятельности

Причем с первого класса. У нас почему-то принято делать с самыми маленькими уроки вместе. Мол, нужно им все объяснить, показать, разжевать. В итоге — сила привычки — в одиночку дети уже не могут сосредоточиться.

Светлана Иконникова

Светлана Иконникова

Психолог, писатель

Тренер по написанию текстов и сложным коммуникациям, автор курса «Текст и контекст»

«Качественный результат на ЕГЭ очень сильно зависит от того, насколько ребенок сам принял на себя ответственность за свою учебу. Насколько учеба стала его учебой, а не учебой мамы и папы.

В первом классе, когда ребенок приходит из школы, ему все в школе нравится, ему все это интересно. Он даже рад делать домашние задания, рисовать палочки и закорючки. Надо успеть ухватить это время. И лучшее, что сейчас может сделать родитель — не мешать, не предлагать что-то переписать или исправить. Не надо! Лучше пусть будут кривые крючочки, но само это ощущение — я сам все это делаю, сам отношу учительнице и сам получаю за это оценку, пусть оно будет с ребенком с самого первого класса».

Добавим, что здесь главное собрать волю в кулак и не ругать ребенка за плохую оценку.

Способ № 3: Научить удерживать внимание

«Вот задача: все нужно успеть сделать за определенный отрезок времени, — рассказывает Нина Зверева. — Если ребенок говорит, я сделаю это за пять минут, то полезно потом будет ему показать, что он на самом деле сделал это за 20 минут. Пусть удивится. В следующий раз, либо сам поставит более реальные цели, либо будет меньше возиться».

Кстати, этот процесс тоже нужно начинать с раннего детства: эксперт советует водить малышей на развивайки, кружки, учить читать, считать.

«Развивать детей — это наша главная родительская обязанность», — уверена Нина Зверева

Важно!

Если у ребенка есть реальные проблемы с обучением, нужно обратиться к специалистом и наладить диалог с учителем, чтобы понять, как преодолеть сложности.

Способы хорошо и быстро делать уроки
Фото
Getty Images/iStockphoto

Способ № 4: Телефон — в другой комнате

Чаще всего проблема уроков волнует родителей подростков. Мол, сказал, что пошел заниматься, а сам залип в телефоне или компьютере. Вроде как, надо сделать замечание, но язык не поворачивается — ведь взрослые ведут себя точно так же.

«Есть очень хороший прием, — рассказывает Светлана Иконникова. — Убрать телефон от себя подальше, вообще в другую комнату. На компьютере выключить Wi-fi. Даже если школьнику нужно будет что-то посмотреть в интернете, он сделает это через непривычное для себя действие. И мозг запомнит, что он оторвался от уроков для того, чтобы посмотреть какую-то дату, а не для того, чтобы залипнуть в соцсетях на два часа. Так включается осознанность».

Способ №5. Подвесить морковку

То есть придумать поощрение, которое ребенок получит, когда сделает уроки.

«Подвесить морковку в конце урока — это очень важно! Это правило номер один! — подчеркивает Иконникова. — Вот сейчас я начинаю делать задание и, когда закончу, сделаю для себя что-то хорошее. Полчаса посижу в социальных сетях, например. Это тоже радость, я заранее себя программирую, что она будет, когда дело закончится. И, конечно, мне хочется доделать его побыстрее, чтобы перейти к радости, и я гораздо меньше отвлекаюсь».

Кстати, наши эксперты напоминают: для детей важны повторяющиеся действия. То есть нужно найти время, когда ребенку удобно делать уроки. И не менять его.

Способ №6: Преодолеть страх

Одни дети тянут время, потому что такой характер. Другие — из страха перед сложным предметом.

«Бывает, ребенок так сильно боится решать задачки по алгебре, что не может себя заставить сесть и заставить себя решать, — говорит Светлана Иконникова. — Если мы это видим, то здесь уже должны выступать родители. И говорить „ я вижу, что алгебра для тебя как кобра, что капюшон раздула, давай придумаем, что мы можем с этим сделать». И самое лучшее, что вы можете сделать в этом случае, это найти репетитора».

Еще больше интересного и полезного — в эфире «Детского радио». По будням в 22:00 слушаем программу «Каждый родитель желает знать».