Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Сын притворяется больным, чтобы не ходить на уроки»

Психотерапевт отвечает читательнице, что может стать причиной детских манипуляций.

3 апреля 20201
ребенок не хочет ходить в школу
Источник:
Getty Images/Imgorthand

«Сын часто с утра сообщает о разных недомоганиях, но если в школу его не повести, большинство симптомов испаряется. Как понять, он обманывает нас, или ему нужно верить и оставлять дома? Сын знает наши слабые места, постоянно проверяет нас на прочность, старается манипулировать нами. Но в то же время школа дается ему не очень легко, наверное, ему там не нравится».

Татьяна, г. Москва

Ирина Млодик

детский психотерапевт

В вашем письме звучат сразу несколько проблем одновременно. Проблема первая: ребенок не хочет ходить в школу и поэтому специально (или не специально) заболевает. Вы, как родители, многое сделали для того, чтобы найти ему вполне хорошую школу и учительницу, но ему все равно не хочется. Это означает, что проблемы у него со школой все же есть. И с ними, наверное, стоит разобраться.

У ребенка может быть много разных чувств, связанных со школой. Это могут быть страхи, тревоги, стыд, сильное волнение. Если ребенок по каким-то причинам эти чувства не осознает, то они могут «уходить в тело», то есть находить свое выражение, появляться через телесный симптом. Если так происходит и с вашим сыном, то, действительно, ему физически плохо, но просто уложив его в постель, проблему не решить. Все равно стоит разбираться с тем, какие чувства и сложности вызывает у него школа. Нужно искать первопричину.

Вторая проблема. Ваш ребенок начинает вами манипулировать. Вы это отслеживаете, замечаете. Часто дети манипулируют, когда не могут получить что-то напрямую. Возможно, ваш сын так и не может получить от вас необходимой помощи, поэтому и манипулирует. Он добивается внимания к себе, когда вы его оставляете поболеть дома, но проблема со школой все равно не решается.

К сожалению, у вашего сына может закрепиться модель: «Стало сложно — не ходи, «убегай». Наверное, все же будет лучше, если он усвоит более адаптивную установку: «Стало сложно — давай разберемся вместе!» Если вы сами не можете выяснить, в чем же именно заключаются его затруднения со школой, то можете отвести его к детскому психологу. И попробовать разобраться все вместе.

Больше полезных материалов о детской психологии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения