Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как расширять словарный запас малыша, и зачем нужно это делать

Некоторые родители сюсюкают и картавят, разговаривая с малышом. Дескать, он все равно несмышленыш, понимает только интонации. И это большая ошибка — чтобы ребенок узнавал новые слова, нужно общаться с ним как со взрослым.

9 октября 20201
ребенок мало говорит, знает мало слов
Источник:
Getty Images
Жанна Науменко

Учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра ДОНМ

Рассказывая ребенку об о том, что его окружает, или существует где-то далеко, родители не только помогают ему освоиться в окружающем мире, но и расширяют его словарный запас. Чем больше слов ребенок узнает, тем больше знаний получит, и быстрее станет полноправным членом общества. Вначале ребенок будет обозначать словом только то, что доступно его пониманию. Поэтому в словаре рано появляются слова конкретного значения, позднее — обобщающего характера.  

Почему важно расширять словарный запас

Развитие словаря — процесс длительный. Ведь малышу нужно не просто запомнить слова, но и понять их значение, и научиться правильно использовать. Чтобы ребенку было проще, только общаться с малышом недостаточно. Нужно делать все, чтобы он активно взаимодействовал с окружающим миром — узнавал его на ощупь и на вкус, получал новые впечатления, ассоциации, воспоминания.

Если этого не произойдет, ребенок будет отставать в речевом развитии, что тут же скажется на его социализации. Как это выражается: дошколята и младшие школьники используют очень мало слов и мало общаются. В более старшем возрасте ребенок не может назвать знакомый предмет в его окружении («шкаф — где что-то лежит, аквариум — рыбки живут»). В его речи присутствуют различные замены слов («подоконник — окно, край окна; весла — плавники, грабли»).  Кроме того, возникают трудности в поведении и общении со сверстниками. В школьном возрасте возникают трудности в обучении.

Как расширять словарный запас малыша, и зачем нужно это делать
Источник:
Getty Images/Brand X

Как развить словарный запас ребенка?

 1. Игра «А что это такое»?

Используя новое для ребенка слово, объясняйте, что оно значит. Можно повторять определение несколько раз, чтобы малыш прочно связал в памяти понятие и его значение. Например, подавая ему блюдце, объясните, что это это «небольшая тарелочка под чашку с приподнятыми краями».

2. Обобщайте предметы

Еще одна развивающая игра для ребенка — назвать обобщающим словом ряд предметов (конечно, после того, как вы с этими предметами его познакомите). Например, «тарелки, блюдца, чашки, стаканы — посуда (чайная посуда)».

3. Учите анализировать

Просто запомнить слово и что оно означает — только начало. Чтобы правильно его использовать, необходимо развивать аналитическое мышление. В этом помогут вопросы, которые требуют размышления и активизации знаний.  «Для чего приподняты края у блюдца? Почему раньше пили чай из блюдца? Для чего нужна посуда? Как люди раньше обходились без посуды?»

4.Обращайте внимание на свойства предметов

Это поможет развивать навыки сравнения, словоизменения, словообразования. Как это работает? «Блюдце — круглое, из стекла, фарфора — стеклянное, фарфоровое. Блюдо — большое, блюдце — маленькое, блюдечко — еще меньше. На блюдце стоит чашка, под чашкой блюдце, чай пьем из блюдца».

 5. Знакомьте с фразеологизмами

А также учите использовать их в речи. Например: «Глаза, как блюдца» («Что это значит? Когда говорят?»)

 6.Читайте вместе книжки

Чтобы развить эмоциональный интеллект и отношение к слову, рекомендуется читать книги, учить стихи и отрывки произведений, вместе обсуждайте прочитанное или выученное и разбирайте значения новых слов. Например: «Федорино горе» К. И. Чуковского. «Почему убежала посуда от Федоры? Жалко тебе посуду, Федору? Что нужно сделать, чтобы посуда не „убежала“? Как бы ты поступил?»

7. Пополняйте словарный запас антонимами, синонимами

Предложите поиграть в такую игру: вы читаете вслух отрывок из текста, а ребенок должен заменить выделенные слова на слова с противоположным значением. Например, «А фарфоровые блюдца над Федорою смеются». Замени слово «смеются» на слово с противоположным значением.

Больше интересного о развитии и воспитании малышей — в нашем канале на Яндекс.Дзене.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения