как выбрать секцию для ребенка
Фото
Getty Images/Tetra images RF
Анна Чугунова
Анна Чугунова
психология

психолог городского психолого-педагогического центра (г. Москва)

Ольга Шихова
Ольга Шихова
психология

детский коррекционный психолог

С какого возраста заниматься?

Водить ребенка на какие-либо занятия можно начинать с самого раннего возраста. Например, группы PEKIP, основанные на Пражской программе «Родители и дети» и направленные на развитие движения и игровых навыков, или группы танцевально-двигательной терапии для мам с малышами можно посещать уже с первых месяцев жизни ребенка. Развивающие занятия по более сложным программам, например Монтессори, подойдут для детей в возрасте 2–3 лет. Ну а серьезные творческие, спортивные или игровые кружки можно посещать начиная с 4–5 лет. В секциях, связанных с физической нагрузкой, планку по возрасту обычно выставляют сами тренеры (рекомендуем эту информацию не игнорировать, а принять во внимание). А вообще мамам и папам необходимо всегда помнить о том, что все эти занятия имеют смысл, только если ребенок получает от них удовольствие. Заставлять малыша заниматься чем-либо в этом возрасте не стоит, это точно не пойдет ему на пользу.

«На самом деле какой-то жесткой необходимости в дополнительных занятиях нет, — считает психолог Ольга Шихова. — Если у ребенка есть внимательный взрослый, с которым можно порисовать, почитать книгу, послушать музыку, полазать по детской площадке, отставать в развитии он не будет, да и на школьные успехи дошкольные занятия не обязательно повлияют. Но выраженные интересы важно поддерживать. Вообще для школы очень важен, например, опыт игры с правилами, а такие занятия — редкость. Иметь опыт подчинения правилам и самоконтроля куда важнее, чем умение к школе писать буквы».

Как рассчитать нагрузку

Объем нагрузки зависит от самого ребенка и его возможностей, а также от того, сколько времени он проводит в саду. У малыша дошкольного возраста должно обязательно оставаться несколько свободных от важных взрослых дел часов, чтобы просто побыть с родителями, погулять, почитать, поиграть — в одиночку или с другими детьми — или просто отдохнуть. Если день малыша распланирован по минутам, ребенок перемещается из одной секции в другую и так всю неделю, скорее всего, уже через непродолжительное время малыш потеряет интерес к занятиям, у него ухудшится аппетит и сон, участятся истерики и эпизоды с плохим настроением. Это верный сигнал к тому, что пора снизить нагрузку. Если занятия происходят вне сада, до или после его посещения, то лучше ограничиться 2–3 дополнительными уроками в неделю; если же ребенок сад не посещает, ориентируйтесь на его самочувствие и желание учиться. Имейте в виду, что по нормам СанПиН продолжительность дополнительных занятий для детей дошкольного возраста не должна превышать 30 минут.

Анализ детского рисунка
Фото
Alexander Sorokopud/Getty Images

Как выбрать занятия

В списке обязательных занятий у современных детей обычно есть как минимум три вида кружков: это какой-нибудь спорт, иностранный язык и творчество. Иногда родители добавляют к ним что-то необычное, например шахматы, айкидо или беговелогонки. Постараться объять необъятное, конечно, можно, но лучше все же выбирать занятия, которые нравятся ребенку, не утомляют его и не отнимают слишком много ресурсов у семьи. В дошкольном возрасте больше внимания стоит уделять не интенсификации, то есть раннему изучению иностранных языков, досрочному освоению чтения и письма, математических действий, а обогащению эмоциональной сферы — рисованию, музыке, двигательному развитию, игротерапии. Не следует раньше времени требовать от детей достижений и накалять обстановку оценкой их деятельности, гораздо важнее ориентироваться на интерес. Важно, чтобы родители видели в дополнительных занятиях не только свои мечты, но и то, как к ним относится ребенок, были чуткими к его мнению. Бывает, что дошкольник начинает говорить о своих желаниях, чем бы он хотел заниматься, но не всегда взрослые придают этому значение. Полезно попробовать познакомить ребенка с разными формами и видами деятельности, чтобы у него сформировалось представление о том, что ему нравится, а что нет, исходя из собственного опыта. И здесь, поверьте, совершенно не принципиально, будет ли ребенок заниматься этим делом в будущем или нет, главное, чтобы он имел возможность попробовать.

«Не стоит недооценивать мнение ребенка, — считает психолог Анна Чугунова. — Посетив пробное занятие, многие дети могут сами сказать или показать, нравится им происходящее или нет. И это может зависеть от множества факторов: проходят ли занятия индивидуально, в малой или большой группе, разный темп хода занятий, нашел ли педагог с ребенком общий язык, стиль педагога, сильно структурированная или более свободная форма занятия. При этом вид занятия для ребенка часто играет далеко не ведущую роль».

Обычно, к 3 годам у родителей уже есть представление о том, какой у малыша характер. Зная его особенности, мамы и папы могут прикинуть, какой вид деятельности заинтересует ребенка: «Нет, шумные игры не для него», «Ох, нам нужно найти занятие, где его энергия будет расходоваться в мирных целях!»

Если брать прямые цели, то занятие развивает то, на что оно направлено: рисование способствует улучшению мелкой моторики, освоению чувства цвета и формы, знание мировой художественной культуры; шахматы совершенствуют логику, мышление, самоконтроль; танцы — координацию движений. А если говорить о терапевтическом смысле занятий, то тут он для каждого свой. Например, и на кружке по ИЗО, и на арт-терапии ребенок рисует, но от простых занятий рисованием нельзя ожидать такого же терапевтического эффекта.

Где заниматься

С точки зрения комфорта искать дополнительные занятия лучше в детском садике, который посещает ребенок (но это при условии, что качество этих занятий в саду вас устраивает) или хотя бы неподалеку от него. Долгая дорога утомит и ребенка, и взрослого. Но у занятий вне дошкольного учреждения есть и плюсы: у малыша будет возможность оказаться в другом коллективе сверстников, построить другие отношения и, возможно, играть другие роли в группе; может измениться и формат взаимоотношений с педагогом, ведущим кружок. Менее формальные связи во время дополнительных занятий помогут ребенку отдохнуть и переключиться, по-другому реализовать себя. Особенно это важно для детей имеющих какие-либо трудности адаптации в саду, психологические трудности или особенности развития.

«Я много работаю с детьми с разными трудностями развития и могу сказать, что группы общения или другие варианты групп, где все дети имеют какие-либо трудности развития, часто оказываются очень хорошим позитивным опытом для ребенка, — отмечает Анна Чугунова. — В небольшой группе, где все на равных, каждый может высказать свою точку зрения — и тебя послушают, возьмут в совместную игру. Такой опыт помогает обрести уверенность в себе, найти общий язык со сверстниками, побывать в разных ролях в группе, реализовать свои возможности».

Больше полезных материалов о том, какую секцию или кружок выбрать для ребенка — в нашем канале на Яндекс.Дзен.