Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Лень ни при чем: 5 причин, почему ребенок плохо учится

По статистике, 20% первоклашек при хороших интеллектуальных способностях все же не готовы к обучению — ребятишки испытывают сложности с восприятием информации. Но это не значит, что с малышом «что-то не то», ситуацию можно исправить, главное вовремя начать.

15 мая 2020
Ребенок плохо учится: признаки дислексии, дисграфии, дискалькулии3 | Источник: Getty Images
Источник:
Getty Images

В современной системе образования остро стоит проблема выявления детей с трудностями обучения. При нормальном или даже выше среднего уровне интеллекта им сложно освоить чтение, письмо, счет, у многих наблюдаются дефицит внимания и гиперактивность.

Мария Гуляева

детский нейропсихолог, член Ассоциации родителей и детей с дислексией

«Опасность кроется в том, что родители и педагоги могут не понимать причин возникновения трудностей у ребенка и не обращаются за помощью к специалистам — нейропсихологам, логопедам, дефектологам, психологам. Это приводит к печальным последствиям — ребенок не усваивает школьную программу, попадает в ситуацию хронического неуспеха, теряет интерес к учебе. Формируется низкая самооценка, которая в младшем школьном возрасте напрямую зависит от успехов в учебе».

Как понять, что ребенку требуется помощь специалиста

Дислексия — трудности освоения чтения — может выражаться в ряде симптомов. Вот некоторые из них:

  • ребенок читает по буквам/ слогам, не может научиться «сливать» их вместе;

  • низкий темп чтения: ребенок существенно отстает от сверстников в скорости чтения;

  • при чтении ребенок путает буквы, обозначающие звуки, близкие по звучанию (д-т, б-п), артикуляции (л-н, ш-с) или зрительно похожие буквы (к-н, з-э);

  • пропускает, добавляет или меняет местами звуки слова (паровоз — парвоз, под дождем — под дождием, канава — кавана);

  • зеркальное чтение слогов в составе слова (ма-ам);

  • не соблюдает правил согласования слов (красивый дерево, другая рукой);

  • ребенок угадывает окончание слова/ предложения (не дочитывает до конца);

  • не может понять смысл того, что прочитал.

Часто трудности освоения чтения сопровождаются трудностями освоения письма — дисграфией и дизорфографией. В тетрадях таких детей можно обнаружить характерные ошибки:

  • смешение букв, близких по звучанию, артикуляции, написанию (п-б, с-ш, у-и, ш-щ) и зрительно похожих (в-д);

  • повтор элементов буквы (п-т, и-ш), букв (монета — монетта), частей слова (молоко — мололоко) или слов целиком;

  • пропуск элементов букв, букв (мороз — морз), слогов (молоко — моко) и целых слов;

  • зеркальное письмо (в случае, если оно наблюдается и во 2-3 классе);

  • плохой почерк (неопрятность, колебания наклона, высоты букв);

  • большое количество орфографических ошибок.

Источник: Getty Images
Источник:
Getty Images

При дискалькулии — трудностях освоения счета:

  • ребенок не понимает, в каком направлении ему нужно двигаться по числовой оси при совершении счетных операций — прибавлять или отнимать (15+9=16);

  • ребенок путается в разрядном строении числа (17-71);

  • зеркальное написание цифр;

  • ребенок по ошибке выполняет не ту операцию (+/-), повторяет предыдущее действие, вместо того, чтобы переключиться на следующее;

  • ребенок при счете не может удержать в уме промежуточный результат.

Дефицит внимания и/или гиперактивность

Таким детям сложно сконцентрироваться на работе, они быстро утомляются, начинают отвлекаться на все подряд, становятся чрезмерно подвижными, вертятся или, наоборот, становятся медлительными, вялыми. У таких детей также встречаются трудности освоения чтения, письма и счета, но они возникают вторично на фоне низкой работоспособности и недостаточности произвольного внимания.

План действий

Если такие трудности проявляются у ребенка не раз, не два, а постоянно  — это яркий тревожный сигнал, повод пройти обследование нейропсихолога и логопеда.

Наиболее благоприятный вариант — если ребенок прошел нейропсихологическое обследование готовности к школе и трудности обучения получилось выявить до того, как ребенок пошел в школу. Второй вариант, когда школьный нейропсихолог и/или логопед проводят скрининговую диагностику в начале первого класса и дают родителям и педагогам обратную связь.

Но чаще трудности обучения обнаруживаются у ребенка лишь к середине второго класса, когда школьный материал усложняется и учитель начинает ставить оценки. Двойки — серьезный сигнал, что что-то не так. На протяжении всей начальной школы коррекция трудностей обучения возможна, однако, чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем легче будет их преодолеть.

Специалисты определят механизмы трудностей обучения, построят индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий для ребенка, дадут рекомендации по обучению для педагога и родителей.

Комментарии5
под именем
  • Гость
    02:00 16.05.20
    дислексия и раньше была, гаджеты тут особо ни при чем
  • Гость
    02:00 16.05.20
    20 процентов первоклашек не готовы к школе? Интересно, это больше, чем к примеру лет 20 назад? мне кажется, что из-за этих гаджетов и потока информации ребенку все труднее сфокусироваться на чем-то одном, отсуда и неготовность к восприятию информации
  • Гость
    10:58 12.06.20
    К неврологу надо идти и искать причину.логопед и другие спецы лечат следствие.
  • Гость
    15:03 02.08.20
    Даже читать не стану: такая безграмотность! Ни при чём - вот так пишется. Позорище, а не родители!
  • Гость
    09:31 28.09.20
    Ну если малыш старался выводил, не думаю, что учитель сделает замечание. Оно же сразу видно, старался или нет. Сама педагогом работаю, старательных сразу видно. Я понимаю, что сейчас нагрузка огромная, поэтому и советую родителям витамины давать деткам, чтобы мозг работал лучше. Я тоже мама, вот своим мишки эвалар мультивитамины покупаю, им очень нравятся. Лучше учится стали и внимательнее.