нарушения речи у детей
Фото
JGI/Jamie Grill/Getty Images
Владимир Животов

Краниопостуролог, врач-остеопат

www.instagram.com/vladimirzhivotov/
Татьяна Герасимова

Татьяна Герасимова

логопед

Каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому родителям бывает сложно сразу заменить, что что-то пошло не так. Поэтому врачи разработали специальные нормы, которые помогут оценить успехи малыша уже с самых первых месяцев жизни.

  • В норме у младенца должен быть достаточно громкий, сильный крик и плач.

  • В 2-3 месяца появляется первое гуление, затем лепет и лепетная речь, песенки.

  • К 6-9 месяцам младенец начинает активно произносить повторяющиеся слоги (па-па-па, ма-ма-ма, тя-тя-тя).

  • К концу первого года жизни у малыша появляются первые слова (от двух до 10).

  • К 1 году и 6 месяцам в речи начинают появляться простые предложения («дай пить»).

  • К трем годам словарный запас увеличивается до 1500 слов, малыш может составлять сложные предложения, использует союзы, придумывает новые слова.

Неявные проблемы

Но есть и неочевидные признаки того, что происходит задержка развития речи. Если вы заметили их у малыша, стоит проконсультироваться со специалистом.

  • Малыш не фиксирует взгляд, не узнает лицо мамы, не реагирует на ее голос, мимику или проявляет слабые реакции. 

  • В 3-5 месяцев не узнает лица близких взрослых, с которыми живет, не реагирует на свое имя. Самое главное — нет комплекса оживления в три месяца, то есть ребенок не начинает активно двигать ни ручками, ни ножками, не проявляет своей радости при приближении близкого взрослого, мамы или папы. 

  • Не улыбается или улыбается крайне редко.

  • Плохо фиксирует взгляд на игрушках, которые светятся и пищат. Хотя при этом у него физически сохранены слух и зрение.

  • Процесс вскармливания происходит с трудом, ребенок устает, когда ест, плачет.

  • Спит часто с грудью во рту. Беспокойный, тревожный характер сна, младенец часто просыпается, плачет. 

  • При том, что у мамы есть молоко, ребенок находится на искусственном вскармливании.

пролапс: опущение матки после родов, как вылечить
Фото
Mikael Vaisanen / The Image Bank / Getty Images

Уровень понимания

Выделяют пять уровней понимания речи, которые развиваются вместе с возрастом.

  1. Первый нулевой уровень — ребенок  откликается только на свое имя.

  2. Второй ситуативный уровень — реагирует на имена близких родственников, ориентируется в названии игрушек, бытовых предметов.

  3. Третий номинальный уровень — показывает предметы с которыми  сталкивается ежедневно, может найти их на картинке, но не понимает вопросы: Кому? К чему? С кем?

  4. Предикативный уровень — понимает названия и действия многих предметов в быту, понимает вопросы: Какой? Почему? У кого?

  5. Пятый уровень — понимает значение глаголов  (поставь, убери, забери, отдай, передай, отойди).

Почему появляются речевые нарушения

Самые распространенные причины — родовая травма и патология беременности, вызывающие поражение центральной нервной системы. Сюда же можно отнести общую физическую ослабленность, на фоне тяжелых инфекционных и соматических заболеваний (особенно с рождения до 3-х лет), плохая экология и низкокалорийное  питание.

Особенности воспитания — когда у малыша нет эмоционального и речевого общения со взрослым или у близких взрослых отсутствуют речь или слух.

К какому специалисту обратиться

Устранение нарушений речи — это всегда командная работа нескольких специалистов. Если имела место травма, в том числе родовая, стоит обратиться к остеопату. Смещенная со своего места черепная кость сдавливает сосуды, питающие мозг, что приводит к различным нарушениям, в том числе к задержке развития речи. После того как будет восстановлено правильное положение костей, придет в норму питание коры головного мозга.

задержка речи у ребенка
Фото
Getty Images

Травма может быть не только родовая, но и приобретенная — малыш упал с кровати, ударился затылком или подбородком. Пока кости черепа достаточно подвижны, любой сильный удар может их незначительно сместить. При травмах лба у детей нередко начинается заикание, в этом случае оно тоже лечится остеопатическим подходом.

Также нужно обязательно обратиться к логопеду. Есть мнение, что логопед требуется после 3 лет. Это не так. Уже с 8-9 месяцев можно делать логопедический массаж, при необходимости специалист может активизировать речь ребенка — вызвать гуление, лепет, лепетные слова. Логопед научит правильно пользоваться своим речевым аппаратом. 

Хорошо, если есть возможность проконсультироваться лично с логопедом, который подберет упражнения именно для вашего ребенка с учетом всех индивидуальных особенностей развития речи. Вот несколько  универсальных упражнений для детей от 2 до 8 лет, которые можете делать дома самостоятельно.

Правила проведения гимнастики

  • Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом или посадив ребенка напротив себя (желательно так, чтобы ребенок находился выше, чем взрослый).

  • Время гимнастики от 1 минуты до 4-5 минут. Оптимальный вариант по 2-3 минуты 3 раза в день. Количество повторений каждого упражнения от 5 до 10 раз.

  • Если малышу сложно выполнять какое-либо из представленных упражнений, необходимо проработать его отдельно — сначала медленно, а когда начнет получаться, увеличить скорость. 

  • Перед выполнением  каждого упражнения взрослый показывает его образец от 1-3 раз.

Логопедические упражнения

Язычок тянется: открыть широко рот, язык поднять вверх, так, чтобы подъязычная уздечка растянулась полностью. Удерживать эту позицию 10 секунд. Повторить 5 раз. «Тянемся, тянемся, до неба мы дотянемся»!

Лопаточка: открыть рот, высунуть язык так, чтобы он лежал на нижней губе. Язык должен быть широкий, не двигаться. Удерживать положение 5-10 секунд. Повторить 5 раз.

Иголочка: открыть рот, высунуть узкий язык, как жало и удержать его в течении 5 секунд. Повторить 5 раз.

ребенок в 3 года не говорит
Фото
Getty Images/Brand X

Какие еще специалисты могут помочь

Усилий остеопата и логопеда часто достаточно, но бывают и исключения. В некоторых случаях придется обратиться к детскому челюстно-лицевому хирургу или к хирургу-стоматологу, чтобы провести обследование артикуляционного аппарата на выявление и устранение любых аномалий развития, например, короткой уздечки языка и губ. Не лишним будет посетить эндокринолога, чтобы проверить работу щитовидной железы, гормоны которой играют важную роль в работе мозга. Иногда к лечению нужно также привлечь детского психолога и нейропсихолога.

Если ребенку 3-5 лет, а речь так и не появилась, необходимо, не откладывая, обратиться к специалисту. Непоправимых ситуаций практически не бывает, особенно, если ребенок получил своевременную помощь.

И, конечно, малыш заговорит быстрее и лучше, если родители создадут дома благоприятную «языковую среду». Что это значит? Старайтесь больше разговаривать с ребенком и между собой в его присутствии. Создайте и соблюдайте полезную традицию читать малышу книги перед сном, рассказывать сказки. Со временем он сам начнет придумывать и вам рассказывать истории, превратится из пассивного слушателя, потребителя, в создателя. Также полезно слушать детские аудиоспектакли, аудиосказки, где актеры с хорошей дикцией читают по ролям.