«Не исключено, что, кроме словесных наказаний, есть и физические», — психолог о методах воспитания Михаила Лебедева
Фото
социальные сети

Мы писали о Михаиле Лебедеве — отце 8-летней фигуристики, Мирославы Лебедевой, которая занимается у Этери Тутберидзе. Михаил ведет свой блог и выкладывает видео с тренировок дочери. Отец явно с помощью девочки пытается реализовать свои личные амбиции и вырастить чемпионку. Только почему-то решил, что успехов можно достичь только криками и абьюзом.

На видео слышно, как мужчина отпускает жестокие критические комментарии в адрес девочки, ругает ее за малейшую ошибку, за съеденное, смеется над ребенком, когда она плачет, наконец, грубо хватает и швыряет девочку, который плачет и не хочет идти. Девочка каждый день тренируется много часов, бегает на улице, причем в любую погоду, занимается в зале, на льду. Но почти на всех видео с тренировки Мирослава плачет, нервно кусает губы и выкручивает пальцы.

Отцу-садисту явно приносит удовольствие выкладывать подобные унижения ребенка в сеть. Правда, после шквала гневных комментариев и жалоб, он почистил все видео на своем канале, оставив только несколько выступлений дочери на соревнованиях.

Мы попросили психолога прокомментировать удаленные видео.

Екатерина Верченова
Екатерина Верченова
психология

психотерапевт, автор тренинговых программ по личностному росту, специалист в области психодрамы, телесно-ориентированной терапии, супружеского консультирования и кинотерапии

Телеграм-канал

– Эта ситуация напомнила мне судьбу героини фильма «Тоня против всех», когда мама очень требовательна и жестока по отношению к своей дочери-фигуристке. Когда происходит вот такое функциональное использование человека без любви, поддержки и заботы, это ярко демонстрирует отсутствие гармоничных отношений. Это видно по жестким, едким комментариям отца, даже эта короткая выжимка из видео безусловно говорит о травматичности этих отношений и даже абьюзивности.

Не исключено, что, кроме словесных наказаний, там есть и физические. Моральное и психологическое давление здесь очевидно, отец унижает дочь, которая не соответствует его идеалу (не выполняет элементы так хорошо, как ему хотелось бы, набирает «лишний» вес) и дает ей посыл: ты никто.

Первый кирпичик фундамента личности — самооценка — страдает колоссально, девочка будет ощущать постоянно, что она какая-то не такая, что делает все недостаточно хорошо. И это может дальше проявляться во всех сферах: личной жизни, учебе и так далее.

Любая мелочь будет выбивать из колеи, тот же лишний килограмм или ошибка в работе будут заставлять винить себя в этом.

В таком формате детско-родительских взаимоотношений формируется установка, что девочка непривлекательная, ничтожная, поэтому рано или поздно, особенно в подростковом возрасте, она с этой проблемой столкнется. Возможно, наступит бунтарский период, и тут важно, чтобы отец не заглушал его, тогда у Мирославы есть шанс как-то это прожить, в противном случае эта проблема уйдет во взрослую жизнь. И тогда подавленное пассивное бунтарство может проявляться бессознательно и неконтролируемо.

«Не исключено, что, кроме словесных наказаний, есть и физические», — психолог о методах воспитания Михаила Лебедева
Фото
социальные сети

Вторая проблема, с которой впоследствии может столкнуться девочка, связана с межличностными отношениями с будущим партнером независимо от пола. Будет ощущение недооцененности, и она может быть падкой на какую-то поддержку и внимание, которых нет сегодня с отцом. Это может сыграть злую шутку, потому что не всегда люди, оказавшие эту заботу, делают это искренне. Есть опасность потерять бдительность и попасть в лапы еще одного абьюзера. И конечно, не стоит забывать про психосоматику. У девочки может возникнуть анорексия или булимия, потому что ее с раннего возраста сопровождает такое явное непринятие ее тела отцом. В дальнейшем с большой долей вероятности проявится расстройство пищевого поведения или даже какая-то другая зависимость.

Почему отец себя ведет таким образом?

Скорее всего, к нему самому в детстве не было эмпатичного отношения, в анамнезе подобных историй, как правило, мы находим холодность родителей, а возможно, даже тиранию. И эти бывшие дети сегодня не знают, как себя вести, как иначе воспитывать, как показывать свою любовь. Если у отца спросить, чем он руководствуется, когда так себя ведет, он ответит, что хочет сделать как лучше, помочь ей добиться высоких результатов, хорошего будущего. В его картине мира такое жестокое поведение кажется нормальным, ведь он якобы ведет себя так из лучших побуждений.

Но не стоит исключать у отца и расстройства психики на грани клинической психологии и какого-то диагноза, который может установить только узкий специалист.

Когда ко мне приходят взрослые клиенты со спортивной карьерой в прошлом, они часто вспоминают жесткость, беспринципность тренеров и родителей. На первый взгляд может казаться, что человек успешен, ведь он добился высокого уровня в спорте, целеустремленный, в отличной форме, но на самом деле он может быть психологически травмирован. Ведь у него долгое время отсутствовало право делать то, что он хочет, так же как и понимание своего тела, его потребностей.

Также обычно присутствует страх противостояния авторитарной фигуре, это записано на подкорке. Человек не понимает, почему он испытывает тревогу и ужас перед такими людьми, на самом деле это подсознание подкидывает флешбеки. Добавлю, что жесткость по отношению к детям в спорте, скорее, не исключение, а правило. К сожалению.

Ребенок в спорте больших достижений сталкивается с соревнованиями, конкуренцией, и подобные стрессы в какой-то мере помогают нарастить условную броню, чтобы суметь в определенных ситуациях спокойно реагировать и принимать решения. Но такой метод заглушает собственные потребности и желания самого ребенка, и однозначно можно говорить о том, что спортсмены, прошедшие через такие испытания и такую жестокую муштру, нередко остаются глубоко травмированными людьми.