Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Не нужно заставлять детей учиться»: педагог Мария Суворова рассказала о недостатках в методиках образования

Эксперт объясняет, почему это неэффективно

26 октября 20230
«Не нужно заставлять детей учиться»: педагог Мария Суворова рассказала о недостатках в методиках образования
Источник:

Pinterest

Для родителей нет большей гордости, чем успехи их детей. Так как главное занятие ребенка с 7 до 17 лет — учеба, то естественно академические достижения — главный предмет заботы родителей. Образование безусловно очень важно, но далеко не все дети проявляют естественный интерес к учебе, и многие родители задаются вопросом, как заставить учиться упорно и много. Если вы относитесь к числу таких родителей, прислушайтесь к мнению педагога и основателя образовательной системы Марии Суворовой.

педагогика

преподаватель, создатель учебных курсов и программ, лектор. Сооснователь нео-образовательной системы «ПреображаниУм»

Принуждение к учебе, постоянный контроль со стороны родителей, ежедневный просмотр электронного дневника и обсуждение оценок, давление и упреки — обычная история для многих школьников. Если задуматься, наказания и поощрения, когда гаджеты, карманные деньги и походы куда-то привязаны к оценкам по сути мало отличаются. Они формируют привычку получать внешние оценки и ориентироваться на них. «Хорошо», «молодец», «плохо», «ужасно», «в нашей семье троечников не было», «твои родители были отличниками, в кого ты такой».

2 главные причины, почему ребенок не любит учиться

1. Постоянная оценка способностей

«Не нужно заставлять детей учиться»: педагог Мария Суворова рассказала о недостатках в методиках образования
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Ожидание критики или похвалы сами по себе стресс для ребенка и рождают стойкое внутреннее отвращение к учебе как к процессу, связанному с травмами, криками и потребностью во внешней мотивации что-то делать. В такой обстановке ребенок не чувствует, что его собственное отношение к предмету, теме, учителю важно, и вообще любое его мнение значимо, и родители готовы его услышать. Это значит, что ребенку будет непросто развивать уверенность в себе, отстаивать свои права и бороться за место под солнцем во взрослой жизни.

Секрет мотивации, идущей изнутри, в том, чтобы дети воспринимали учебу не как гонку за результатом, экзамен, от которого хочется поскорее отделаться, а как процесс, способ узнать что-то новое и значимое, приблизиться к своей мечте. Здесь важно убрать тему «успеваемости» — она про то, чтобы успеть, добежать до финиша. Если смаковать новое, развивать интересные для себя темы и не особенно ориентироваться на цифры оценок, или как минимум поддерживать дома желание изучать то, что нравится, то торопиться нельзя.

2. Непонимание цели

«Не нужно заставлять детей учиться»: педагог Мария Суворова рассказала о недостатках в методиках образования
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Основная причина, по которой детям недостает внутренней мотивации, заключается в том, что они не понимают, зачем им все это говорят, и как преподаваемый в школе материал пригодится им в жизни. И действительно, сложно самому понять, для чего нужны уравнения, морфологический разбор или строение хордовых. Все, что не нужно — скучно. Важно не только рассказывать, как те или иные знания нужны в жизни обычного человека и профессии, но и доступно объяснять, что многое рассказывается в школе для понимания более сложных процессов в вузе.

Хорошо работают бытовые примеры: геометрия нужна для ремонта и обустройства жилья, алгебра — для выплаты ипотеки и планирования бюджета отпуска, английский — для путешествий.

Однако, давайте будем честны: немногим из нас после школы хотя бы раз пришлось решать логарифмы или рисовать бензольные кольца. Если в начальной школе мы усваиваем базовые знания, которые точно пригодятся всем, то в средней и старшей школе главное — помочь подростку сделать выбор, поддержать в стремлении глубже изучать интересное и не заставлять гнаться за оценками в том, что не получается совсем.

Именно поддержка родителей, слова о том, что все мы не универсальны, и в жизни счастлив тот, кто нашел свою дорогу и занимается той областью, которая действительно зажигает огонь в глазах, критически важны.

Что можно сделать

«Не нужно заставлять детей учиться»: педагог Мария Суворова рассказала о недостатках в методиках образования
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Можно вместе с ребенком смотреть кино и интервью, где знаменитости рассказывают о своей учебе в старшей школе и университете. У подростков человек со стороны вызывает больше доверия, чем знакомые. Например, если ваш ребенок интересуется информационными технологиями, это могут быть такие люди, как Джефф Безос или Илон Маск, которые не добились бы таких успехов без великолепного образования.

Независимо от сферы интересов, всегда найдутся положительные примеры людей, осуществивших свои мечты благодаря полученным знаниям, развитым навыкам работы с информацией и друзьям со школьной скамьи.

Не становитесь учителем. Это работа педагога. Задача родителей начиная с 5 класса — создать условия, помогать по запросу, но — главное — дать возможность учиться самостоятельно решать свои проблемы и делать свои ошибки. Школа призвана готовить к жизни — предоставлять «лабораторию» для разных экспериментов и личностных качеств: настойчивости, усидчивости, креатива, и даже лени. И нам, родителям, важно не сделать из опытной лаборатории музей, требуя от ребенка только кубков и медалей.

Книга: «Сказочная экономика для детей» — Татьяна Попова

Помоги героям известных сказок осуществить их желания и узнай, как это сделать экономически грамотно! 70 головоломок, творческих заданий, увлекательных задачек в этом помогут.

Книга: «Сказочная экономика для детей» — Татьяна Попова
Реклама. www.labirint.ru
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения