Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Нервный тик и новый опыт: как мы с сыном осваивали дистанционое обучение

Неделя мозгового штурма, монологи отчаяния в родительском чате, немного паники — рецепт перехода на онлайн-обучение в школе готов.

8 апреля 20204
дистанционное обучение личный опыт
Источник:
damircudic/E+/Getty Images

Моему сыну Мишке 9 лет, он учится в 3 классе, в четверти среди пятерок имеет две четверки. И я его считаю, конечно же, способным, умным и сообразительным. Знаете, бывают такие дети, которые уже в 5 лет решают задачки из учебника 1 класса, в 6 лет  упрашивают родителей отдать их на курсы китайского, а в школе сами  «на отлично» делают домашнее задание. У моей коллеги и приятельницы такие дочки. А у меня, человека с синдромом и дипломом отличницы, и мужа-пятерочника с ученой степенью, ребенок от науки, мягко говоря, скучает. Он с радостью будет играть «в города», читать по ролям, разгадывать кроссворд, но как только я призываю его сесть за домашнее задание,  мрачнеет и через 20 минут норовит сбежать. И, собственно, сбегает.

Я ему объясняю полезность знаний, давлю на детское любопытство и совесть, уроки-то нужно сделать. Он кряхтит, возмущается, садится снова за учебники, открывает тетрадь,  пишет. Но тут его осеняет философская мысль, он размышляет, делится  со мной мыслями о важном, бегает попить водички, жалуется на шумных  соседей,  просит конфетку и т.д.

Представляете, как «легко» этого мальчишку привлечь к изучению нового материала дистанционно, потом закрепить все в онлайн тестах, а потом открыть еще учебник и по старинке сделать упражнения в тетрадь? На это может уйти весь световой день, а мне вообще-то нужно еще работать. Ну обо всем по порядку.

Выход в Сеть

Первый  звоночек для родителей прозвучал сразу после весенних каникул: в школе сказали завести ребенку электронную почту. Ученик младшей школы, который в Интернет до этого время входил только с разрешения родителей, чтобы посмотреть на выходных видеоролик, не имеет Whatsapp и был всячески огражден от Сети, теперь будет пользоваться своим почтовым ящиком. Угу. Ясно, понятно.

Что ясно? А то, что дистанционное обучение в школе — теперь дело семейное. Отвечать за учебу будет не ученик Миша, а его мама, папа, сестра и провайдер, который должен бесперебойно поставлять в квартиру Интернет. А с этим у нас, как и у многих других, немедленно случились проблемы.

Нервный тик и новый опыт: как мы с сыном осваивали дистанционое обучение
Источник:
damircudic/E+/Getty Images

Паника? Паника

Следующий шаг — регистрация и на двух платформах, сайте Российской электронной школы (РЭШ) и УЧИ.ру, с помощью которых с 13 апреля наша школа планирует продолжить онлайн-обучение. На этом месте родительский чат ожил и забурлил так, как перед Новым годом не оживал.

Всю неделю, включая выходные, мы обсуждали, что с этим счастьем делать, весь наш класс — 30 человек, и это только детей — подключался к образовательным порталам, чтобы в тестовом режиме проверить готовность и немного потренироваться. Получалось со скрипом.

«А что нажимать?» «А тут что делать?» «Где наш учитель», — одни и те же вопросы сыпались десятками. Ведь каждый день в диалоге появлялись новые непонятливые мамы или папы, которые предыдущую переписку прочитать не удосужились.

Потом возникла очередная путаница: на каждом сайте надо было создать по две учетки (для себя и для ребенка) и сделать привязку к классному руководителю и учителю английского.

Казалось бы, что тут сложного? Ничего, совершенно ничего. Но на это «ничего» у меня ушло два дня! Я трижды вдумчиво перечитывала родительский чат, конспектировала советы, как подключиться через вэб-версию и мобильную. Потом пыталась зайти на перегруженный сайт — то же самое пытались сделать еще десятки тысяч человек, сайт скрипел и умирал.

А в это время меня тихо настигала паника, потому что драгоценное время, которое я должна разделить с работой, тихо и безрезультатно утекало. И судя по чату, проблемы были не у меня одной.

«Хватит ныть»

Всего две мамы из нашего класса сохраняли олимпийское спокойствие и уверяли, что все наладится. Мол, их дети уже самостоятельно выполняют задания, главное — соблюдайте режим дня, уроки делайте с утра и т.д. Весь этот набор житейских мудростей не столько воодушевлял и бодрил, сколько раздражал.

Спрашивается, как эти мамы все так быстро уладили? Может, они не работают, или воспитывают детей по секретной методике, почему дети такие послушные и ответственные? Что я делаю не так? Но рефлексировать было некогда. Тут позвонила подруга:

«Слушай, я одна такая неразвитая, не могу понять, что на сайте открыть и через какое окно ответы писать? Моего Артема хватило ровно на десять минут тестов, и у меня уже нервный тик».

Ответила, что нервный тик не у нее одной. У меня тоже. Да и у всех, кроме тех двух мам. Я по-прежнему ничего не знала и не понимала: как будут учиться дети дальше, нужно ли будет ребенку еще самому по учебникам что-то осваивать, будут ли задавать домашку — вопросов больше, чем ответов.

А главное — как организовать дистанционное обучение, когда работают и мама, и папа, а бабушки-дедушки живут далеко? Родительский комитет такое «нытье» обрывает сразу: надо — значит надо.

Нервный тик и новый опыт: как мы с сыном осваивали дистанционое обучение
Источник:
damircudic/E+/Getty Images

После боя — новый бой

В конце концов мы добрались до тестовых заданий. На Учи.ру урок прошел быстро и без особых проблем. Примерно за час сын сделал задания на повторение по русскому языку и математике, потом посмотрел успеваемость класса, сверил свои баллы, и в целом остался доволен проделанной работой. Как и я им: мой непоседливый ребенок заинтересовался и делал задания почти самостоятельно.

Один раз попросил моей помощи в задании «Разберите слово по составу». Без правильного ответа система сайта не допускает к следующему шагу. Я взялась помочь, но чуть не испортила всю статистику. Дело в том, что мало знать ответ на вопрос, нужно еще понять алгоритм ответа — на какую иконку нажать, куда поставить курсор и какое слово выделить. Но мне это показалось уже сущей ерундой.

«Мы все сделали, как надо, трудности закаляют и вообще это новый опыт», — победоносно отчиталась я мужу.

Но не тут-то было! В родительском чате сообщили, что теперь нужно потренироваться на другой образовательной платформе.

Если долго мучиться, что-нибудь получится

С РЭШ оказалось сложнее — сайт никак не хотел загружаться, мы переносили время уроков с утра на день, днем —  на вечер. Родители, замолчавшие после первых тестов, снова принялись строчить сообщения. Сайт по-прежнему сбоил.

Мы с Мишкой решили не торопить события и отложить дела на следующий день. Так и получилось: через время сайт работал исправно. Но без помощи взрослого ребенку никак, пришлось снова учить вместе уроки. Здесь занятие затягивается в разы: пока пройдешь все вкладки, послушаешь теоретическую часть и доберешься до практической части… В общем, Мишкино терпение заканчивалось гораздо быстрее, чем задания. Моего хватало чуть дольше, я же мать!

Всего нужно сделать 14 заданий в тестовой части и 2 контрольных работы по 3 упражнения в каждом. И это только один предмет. Еще час ушел на то, чтобы вернуть ученика за рабочее место, понять интерфейс сайта, разъяснить задание. В одном словосочетании после запятой не поставили пробел, система засчитала это за ошибку. Ну что ж, будем знать!

После тестирования мы с ребенком сошлись во мнении, что такие уроки учить интереснее, чем писать в тетрадке упражнения. Но у меня по-прежнему остались вопросы:

  1. Как ребенок должен учиться дистанционно, если у него нет компьютера

  2. Кто будет кружить вокруг школьника коршуном, объясняя и контролируя, если родители в это время на работе — нам с мужем на удаленку перейти не удалось.

С понедельника нам предстоит «ходить» на уроки в формате видеоконференций в Zoom. Если честно, мне страшновато. Но пока я стараюсь глубоко дышать и уговаривать себя, что все у нас получится!

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения