Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Новый муж мамы стал для нее важнее, чем я»

Нашей читательнице пришлось уйти из родительского дома из-за постоянных издевательств мамы и отчима. Позже мать девушки поняла свою ошибку и покаялась, но прощения так и не получила. А вы бы смогли простить?

20 июня 20216
конфликт в семье, отчим, мать и дочь, проблемы в отношениях, мать и дочь отношения, как исправить отношения
Источник:
Getty Images

«Моя семья никогда не была благополучной. Первые десять лет мы жили с отцом-алкоголиком. Мама без конца пыталась его кодировать, рассчитываться с его долгами и направлять на путь истинный, — вспоминает 28-летняя Елена из Краснодара. — Ну а я бегала за минералкой, прятала от него телефон, ключи, помогала раздевать и укладывать на кровать, когда он падал прямо в коридоре. При этом я хочу сказать, что это было наиболее счастливое время в моей жизни! Мама тогда общалась со мной, как с подружкой. Не скрывала слез, когда расстраивалась, делилась сокровенным. Мне хватало ее внимания, мы были командой, семьей.

А когда все же случился развод и в нашем доме появился отчим — работящий и непьющий — жизнь круто изменилась. Мама стала холодной, резкой, злой. Она так боялась его потерять и так пыталась ему соответствовать, что за малейшие мои провинности наказывала несоизмеримо строго.

На меня легли фактически все домашние обязанности. Я и раньше помогала маме, но теперь должна была не просто выполнять что-то по просьбе, а сама угадывать и искать себе работу. Вынести мусор, помыть посуду, сходить в магазин, постирать и развесить белье, погладить… И так далее по кругу целыми днями. Почитать книгу, погулять с подругой или записаться на какую-то секцию — это стало недостижимой мечтой, потому что все время, что я была не в школе, я должна была посвящать уборке и быту.

«А как ты замуж собираешься, если ничего не умеешь и не хочешь?» — ругали меня 11–летнюю. Стоит ли говорить, что в этом возрасте я и не помышляла о замужестве и до сих пор не хочу.

Иногда меня даже били за плохо помытую тарелку или не вовремя вынесенное ведро. Я не считала себя плохой, а маму — правой. Мне было обидно ее отношение и я скучала по былым временам. Стала периодически звонить отцу. Когда мать и отчим узнали об этом, меня побили. Я сбежала к папе. Правда, и там пробыла недолго, всего пару дней. Он жил в какой-то коммуналке, в которой постоянно собирались опустившиеся женщины.

Но возвращаться домой я не хотела, боялась. Пришла к матери на работу, там она хотя бы не могла поднять на меня руку. И что я услышала? Она сказала, что ей стыдно перед мужем за меня, что не сможет теперь привести меня домой: «Он не поймет». Мама отвезла меня к своей подруге, а через несколько дней купила билет в станицу, где жила ее бездетная сестра-инвалид — решено было меня туда поселить «до конца лета, а там посмотрим».

Ни осенью, ни зимой, ни следующим летом меня не забрали и ничего не объяснили. Мама не звонила мне, общались через тетку. Та сочувствовала мне, осуждала маму, ей же ничего не говорила и старалась не комментировать ситуацию. Физически жить стало действительно лучше, но обида сжирала.

Когда я училась в 9 классе, мама приехала с повинной — с мужем разошлась, свою позицию пересмотрела. Но я не захотела возвращаться к ней, отношения были безнадежно испорчены. Я осталась с тетей, а спустя несколько лет все же уехала в районный центр. С мамой так и не общаюсь, нет желания».

Татьяна Кравченко

Психолог, гештальт-терапевт, автор женских мотивационных тренингов

– Мама в этой истории поначалу пыталась «выпрыгнуть» из зависимости и больных отношений с отцом девочки, но затем вступила в другие, не избавившись от прежних страхов. Она изо всех сил пыталась соответствовать новому мужчине и его представлениям о семье и быте, боясь потерять расположение, поэтому перестала обращать внимание на дочь.

Вообще поколение наших матерей еще более израненное, чем наше. Поэтому прежде чем ставить диагноз, анализ ситуации стоит начинать с самых истоков, с той семьи, в которой росли наши родители, и стараться принять их поведение. Как говорится, пока мы не наденем чужие ботинки и не пройдем в них путь, мы не сможем понять те или иные поступки.

В любом случае я всегда голосую за то, чтобы дать матерям и обиженным детям шанс примириться. Девушка признается, что обида ее буквально пожирала. А я думаю, что и сейчас обида не ушла, просто спрятана в бессознательное, чтобы не было так больно.

А как у вас складывались отношения с родителями? Делитесь своими историями в комментариях, пишите письма — мы их обязательно покажем нашему эксперту.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения