Как обустроить детскую для будущего первоклашки
Ольга Фролова – нейропсихолог Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии им. А. Р. Лурия
Ольга Фролова – нейропсихолог Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии им. А. Р. Лурия
эксперт фабрики MebelVIA

Главное – правильная мотивация

Возраст, в котором дети поступают в первый класс, совпадает с переходным этапом в развитии психики человека. Поэтому период 6-7 лет сопровождается очень важными изменениями в сознании, и его характеризуют как кризисный. Ребенок начинает осознавать, что из теплых маминых объятий, домашнего уюта и игровой комнаты в группе детского сада он попадет в прежде неизвестный для него «взрослый» мир – в школу.

Когда малыши впервые сталкиваются с учебной деятельностью при подготовке к школе, у них начинает формироваться искреннее стремление пойти в первый класс. При этом игра по-прежнему остается главным занятием и в этот переходный период. Маме и папе важно не упустить удачный момент, когда можно сформировать мотивацию ребенка к обучению, чтобы впоследствии он не ходил на занятия через силу, с удовольствием читал, писал и считал. Помочь родителям заинтересовать чадо учебой может в том числе и грамотная обстановка в детской.

…и правильная обстановка в комнате

В возрасте 6 лет ребенок проявляет любопытство к рабочему месту родителей, старших братьев или сестер. Их рабочий стол, книжные полки, настольная лампа должны вызывать у ребенка интерес. Обычно детям нравится наблюдать за серьезным и сосредоточенным над работой взрослым, так они впитывают нормы социального поведения.

Примерно за полгода до заветного 1 сентября можно начинать незаметные преобразования в детской. Избегайте резкого изменения привычного мира ребенка. Например, недопустимо в один день резко сменить стены со старыми обоями с мишками на обои нейтрального тона.

Вносить изменения нужно постепенно и не торопясь, обсуждая с ребенком назначение новых предметов. Даже если он видел, как старшие работают за письменным столом, очень важно, чтобы малыш сделал за ним что-то самостоятельно, например, нарисовал рисунок или открытку для мамы.

Для экономии средств и времени выделите в качестве рабочей зоны часть детской. Например, одну из стен можно перекрасить, избавившись от обоев с пёстрым рисунком.

Ничего не должно отвлекать ребенка от учебного процесса, даже если на этапе подготовки к школе он незначительный. По этой же причине рабочее место не должно быть перегружено предметами интерьера и декора. Допустим, если предполагается наличие книжной полки, постарайтесь расположить ее не над письменным столом, а справа или слева, чтобы не было соблазна рассматривать надписи на учебниках. А стол постарайтесь не украшать милыми статуэтками, наклейками, затейливыми органайзерами для канцелярских принадлежностей.

Как обустроить детскую для будущего первоклашки
Как обустроить детскую для будущего первоклашки
Как обустроить детскую для будущего первоклашки
Как обустроить детскую для будущего первоклашки

Сконцентрироваться на заданиях при подготовке к школе и на упражнениях в учебниках и тетрадях поможет простой, но удобный письменный стол. Рабочее место должно помогать маленькому ученику организовать себя и собственную деятельность. Для удобного хранения книг и тетрадей подойдут застекленные стеллажи и закрытые полки.

При оформлении рабочего пространства важно осознанно подходить к выбору цветовой гаммы и помнить об индивидуальных особенностях вашего ребенка. Если он быстро утомляется и ему трудно сосредоточиться на задании, то помогут динамичные цвета в интерьере. Но их не должно быть много, иначе нервная система будет перегружена.

Гиперактивного ребенка яркие и насыщенные цвета могут привести в возбуждение и вызовут трудности при концентрации внимания. Для учебы таких малышей больше подходят спокойные тона зеленой, синей, желтой гаммы. Считается, что зеленый способствует сосредоточенности, сбалансированности действий, снимает напряжение, поднимает тонус и настроение. Синий успокаивает, постепенно замедляет сердечную активность, может служить фоновым цветом. Желтый цвет оказывает стимулирующее воздействие на мозг и эффективен при усталости. В малых количествах он положительно влияет на зрение человека.

В цветовой гамме важен баланс, как и в целом, при обустройстве обновленной комнаты школьника.

Не забывайте, что, хоть дошкольники и хотят делать всё как взрослые, они еще долго остаются детьми. Игра по-прежнему очень важна. Пространство для развлечений, место, в котором можно хранить игрушки, и в начальной школе сохраняет свою значимость. Им может стать «островок», созданный из чего-то знакомого и ранее любимого (коврик, спортивный уголок, предметы, игрушки, детские книжки).

В будущем наличие такой зоны поможет ребенку справиться со стрессом в условиях строгого расписания занятий, у него останется ощущение стабильности. Любимый уголок будет успокаивать его психику и позволит мягко адаптироваться к новой социальной роли ученика.