Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Невролог: «Трудности в учебе закладываются еще в утробе матери»

О проблемах, которые могут влиять на состояние нервной системы детей во время беременности и родов, говорится много. Но как получается, что эти нарушения «тянут» за собой трудности в учебе?

26 сентября 202210
причины трудностей в обучении школьников
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru
Павел Соколов
медицина

Во время беременности

Основное правило на этом этапе: «Если мама чувствует себя плохо, так же плохо чувствует себя дитя в утробе». Вирусные инфекции, болезни почек и много чего еще — все в той или иной степени отражается на состоянии ребенка. Особенно часто встречаются нарушения кровообращения между ним и мамой. И наиболее ярко они проявляют себя при угрозе прерывания беременности, повышенном тонусе матки. Сокращаясь, матка пережимает питающие ребенка сосуды, ему начинает недоставать главного, что он получает от матери, — питания и дыхания. Согласитесь, выполнить в таких условиях главную свою программу — развития — ему намного сложнее. Конечно, при этом страдает мозг. Быть может, как самая сложная структура — больше, чем другие органы. Лишенный условий для нормального развития, мозг, ко всему прочему, вместе со всем организмом подходит к родам не вполне подготовленным.

В процессе родов

Сейчас роды все чаще становятся плановым мероприятием. И планы эти устанавливает не природа, а далекие от нее общественные институты, такие, к примеру, как график дежурства «своего» врача. Кроме того (и это тоже тенденция последних лет), роды далеко не всегда идут в должной последовательности. И усилия изгоняющих малыша мышц матки превосходят степень раскрытия ее шейки. Тогда получается, что ребенок «бьется головой в закрытые двери». В результате — неоправданная задержка в течении родов. Упомянутые причины — далеко не все, только наиболее важные и распространенные.

Описали поэтапно процесс появления ребенка на свет. Читайте в материале: «Как рождается ваш малыш: весь процесс шаг за шагом»

причины трудностей в обучении школьников
Источник:
Jaromir Chalabala/Shutterstock/Fotodom.ru

К каким изменениям в организме ребенка они приводят?

Остановимся на наиболее часто встречающихся. Как известно, в мозгу есть кора, «которая думает», и подкорка, «которая делает». Что «делают» подкорковые структуры мозга? Управляют мышечным тонусом, уровнем активности (и в том числе — возбудимости), регулируют работу органов и многое другое. Основная задача мозга ребенка во время родов — не осмысливать ситуацию, а регулировать состояние всех органов и системы кровообращения, запускать механизм первого вдоха по выходу наружу. Задач много, все они важные, и потому с наибольшим напряжением в родах работают подкорковые структуры. Кора «за ненадобностью» как бы отключена, поэтому при наличии всякого рода нежелательных влияний основной удар приходится на самые активные образования — подкорку. Ко всему прочему в процессе родов головка ребенка несколько раз совершает сгибание и разгибание, и в таком положении всякое нарушение кровообращения приходится именно на подкорковые структуры мозга.

После рождения

Чтобы понять, чем проявляются у малышей упомянутые выше нарушения, давайте вспомним, чем занимается подкорка — обеспечением ритма сна и бодрствования, степени возбудимости, регуляцией тонуса мышц и работы внутренних органов. Вот почему у детей, испытавших какие-то проблемы в родах, встречаются в разных сочетаниях повышение возбудимости, нарушения тонуса мышц, сна и работы внутренних органов (у кого — «мраморность» кожных покровов, у кого — частые срыгивания и так далее). При этом, из-за того что кора мозга поражается в меньшей степени, существенных задержек темпов развития, как правило, не возникает.

Малыш плохо спит по ночам? С этим можно попытаться справиться. Читайте подробнее: «Как приучить ребенка спать всю ночь, не просыпаясь — рекомендации педиатра»

причины трудностей в обучении школьников
Источник:
Justlight/Shutterstock/Fotodom.ru

А что потом?

Такой ребенок растет и получает положенное ему восстановительное лечение. Постепенно приходят в норму нарушения тонуса, расстройства вегетативной системы (проходят срыгивания, теплеют холодные ладошки и стопы), он становится спокойнее, налаживается его сон. До конца ли? Увы, не всегда. Что мы имеем в более старшем возрасте? Ребенка с хорошим интеллектуальным развитием, активного, порой чересчур (часто за счет повышенной активности такие дети опережают сверстников в развитии), немножко неловкого (к примеру, за что ни возьмется — уронит, ходит неуклюже). За счет сохранившихся элементов повышенной возбудимости небольшой стресс для таких малышей может обернуться тем, что называется невротическими реакциями — небольшим тиком, частой беготней в туалет, ночными сюрпризами на ту же тему. Излишняя впечатлительность приводит к тому, что они быстро истощаются: к примеру, после похода в гости становятся плаксивыми, плохо засыпают. Итак, эти дети несут в себе парадоксальное сочетание хорошего интеллекта и повышенной истощаемости. Конечно, они привлекают к себе особое внимание. Кроме того, они этого внимания требуют.

Как понять, что у ребенка нервный тик? Читайте подробнее: «Нервный тик у ребенка: как распознать и чем лечить»

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения