когда начинать обучать ребенка иностранному языку
Фото
FamVeld/Shutterstock
Наталья Илларионова
Наталья Илларионова
детский психолог

Возраст до школы — уникальное время в жизни человека. До трех лет мозг малышей максимально адаптивен: дети без труда усваивают глубинные лингвистические структуры, лучше распознают звуковой строй тех языков, которые слышат, и с легкостью могут стать билингвами или трилингвами. Эта способность сохраняется вплоть до 8 лет. Следующий благодатный период — возраст до 22 лет. Мозг все еще работает на высоких мощностях, поэтому языки учатся очень хорошо. И пусть достичь одного уровня с носителями становится с каждым годом сложнее, этой цели еще можно добиться. А вот впоследствии мозг становится менее пластичным, и обучение идет не так легко.

Ранний старт — это хорошо?

Этапы развития мозга важно учитывать, чтобы обеспечить своему ребенку легкий старт в изучении иностранных языков. Так что маму, которая записывает своего годовалого малыша на курсы английского, не нужно ее троллить — она мыслит в верном направлении. Исследования показывают, что у билингвов есть важное преимущество: они гораздо более обучаемы. Их мозг хорошо натренирован на распознавание разных языков, отсюда — лучшая гибкость мышления и высокие «исполнительные функции» (так нейропсихологи называют умение действовать по обстоятельствам и способность четко координировать свои реакции и поведение в зависимости от поставленной цели).

Родной язык будет страдать?

Для тех родителей, которые опасаются, что раннее обучение иностранным языкам спровоцирует задержку развития речи, есть хорошие новости. Последние исследования опровергают этот стереотип. Изучение иностранных языков (одного или нескольких — не важно) не приводит к задержкам речи, а если проблемы начинаются, то языковые тренировки никак не ухудшают ситуацию. Всем детям неврологи ставят одинаковые возрастные планки: вне зависимости о количества языков общения в семье к году ребенок должен сказать свои первые слова, а между полутора-двумя годами выдать примитивную фразовую речь («мальчик поет», «птичка летит»). В 5 лет билингвы владеют двумя (или более) языками на том же уровне, что и сверстники, которые говорят лишь на родном языке.

когда начинать обучать ребенка иностранному языку
Фото
Yuliia D/Shutterstock

Билингвы общаются хуже сверстников?

Есть еще один стереотип: билингвы начинают говорить позже и до трех лет обычно молчат или разговаривают очень плохо на обоих языках. На самом деле особенности есть, но проявляются они по-другому. Родители просто слишком пугаются и не замечают нюансов. Билингвы (как и трилингвы) часто демонстрируют неравнозначное владение двумя языками. Например, такой малыш может хорошо описывать эмоции на языке, который используют у него дома, а названия животных будут лучше даваться ему на языке, который он слышит в детском саду (потому что воспитательница постаралась). Чтобы оценить уровень речевого развития билингвов, специалисты смотрят на их достижения в двух языках, а не в одном.

Другая особенность билингвов — время от времени языки, которые они знают лучше, меняются местами. Все будет зависеть от обстоятельств (каникулы у бабушки-гречанки, поступление в первый класс на новой родине), контекста, а также от того, с кем именно ребенок общается в данный момент. Так что уровень владения каждым языком постоянно совершенствуется, но только в порядке определенной очереди.

Смешение двух языков в одной фразе тоже случается часто, потому что нужное слово просто вылетает из головы. Это нормальное явление — со взрослыми билингвами такое тоже бывает.

когда начинать обучать ребенка иностранному языку
Фото
FamVeld/Shutterstock

Как помочь ребенку выучить иностранный язык

Родителям важно понимать, что даже в самом крутом обучающем центре ребенок не станет билингвом, если он не погружен в языковую среду постоянно, не применяет иностранный язык каждый день в ситуациях общения.

  • Хороший способ создать дома благоприятные условия для языкового развития — нанять няню-иностранку или гувернера со знанием нужного языка. Общение с близким человеком всегда доставляет удовольствие, и стимул использовать второй язык только крепнет.

  • Если вы знаете язык сами, можно опробовать в течение рабочей недели говорить с ребенком на родном языке, а в выходные — только на иностранном. Ребенку важно практиковать язык не только постоянно, но в разных обстоятельствах.

  • Читайте малышу книги и показывайте мультфильмы на языке, который он начал изучать. И сказка перед сном, и просмотр видео в компании родителей — всегда очень приятное действо, так обучение будет ненасильственным, органичным.

  • Если вы сами взяли на себя роль репетитора, подсказка: когда в разговоре с вами малыш застопорится, нужно ему помочь. Не знает, как построить фразу, не хватает словарного запаса — вы в этот момент даете ему готовую модель ответа. В следующий раз в похожей ситуации он почти наверняка воспроизведет ее сам.

  • Обязательно показывайте ребенку, как сильно вы гордитесь его достижениями. Мотивация окрыляет. Иногда одного этого пункта бывает достаточно, чтобы малыш с удовольствием учил язык и делал большие успехи с минимальными вложениями с вашей стороны.

Уровень владения иностранным языком при полном погружении в среду выравнивается с уровнем носителей того же возраста примерно за 1–3 года. Юным мигрантам, которые идут в школу в чужой стране без знания языка, в среднем требуется столько времени, чтобы бегло говорить и понимать иностранный язык.