Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Психофизиолог: после 6 лет дефектов в детской речи быть не должно

По достижении определенного возраста работать над детской речью становится сложнее

1 сентября 2023

«Картавит — ну, и что, пойдет в школу, научится» — примерно так рассуждают некоторые родители, умиляясь над тем, как не выговаривает слова ребенок. Психофизиолог Виктория Ефимова уверена, что это неправильный подход: после того, как ребенок перешагнет шестилетний возрастной рубеж, справиться с картавостью будет сложнее.

Психофизиолог: после 6 лет дефектов в детской речи быть не должно

Как понять, что проблема есть

«Нарушения речи сигнализируют от том, что мозг не справляется со своей работой по какой-то причине, — объясняет Виктория Ефимова. — Ведь если ребенок развивается без особенностей, его не приходится учить говорить. Это происходит как будто само собой».

Именно поэтому, по ее словам, дикцию ребенка лучше не запускать — выправить ее стоит до 6-7 лет. Логопеды уверены, что это критический возраст, после которого ребенку сложнее научиться говорить правильно и чисто.

Так, для ребенка 5-6 лет, речевой аппарат которого развивается типично, нормально искажать или не выговаривать звуки «р» и «л». Бояться этого не стоит — эту проблему можно решить часто даже без логопеда. Насторожиться нужно, если сын или дочь тасуют слоги в словах или проглатывают часть слова.

К примеру, срочно к логопеду нужно, если ребенок говорит «га», а не «да», и «тутлой» называет «куклу». Важно быть внимательным: практика показывает, что мать с отцом часто не слышат, что именно ребенок произносит не так: слух как бы замыливается. Именно поэтому лучше проконсультироваться с логопедом.

Психофизиолог: после 6 лет дефектов в детской речи быть не должно

Почему к 1 классу дикция должна быть хорошей

Виктория Ефимова предостерегает родителей от того, чтобы отправлять в школу ребенка с серьезными проблемами с речью: они неминуемо отразятся на его успеваемости.

«Как правило, если ребенок к школе не осваивает правильное звукопроизношение, есть риск, что и с письменной речью будут проблемы, — объясняет врач. — Возможно, он не только неправильно произносит какие-то звуки, но и слышит их искаженно. Поэтому будет трудно воспринимать информацию на слух в школе».

К слову, на проблемы с речью могут повлиять самые разные факторы: от наследственности, внутриутробного развития до социальных взаимодействий ребенка. Однако важно вовремя поставить речь — даже врожденные проблемы можно компенсировать из-за пластичности детского мозга до 6 лет.

Так, чтобы исправить дефекты в речи, можно отправить ребенка в логопедический сад. А если нарушения тяжелые, могут потребоваться дополнительные индивидуальные занятия со специалистами. В отдельных случаях советуют медикаментозные и немедикаментозные методы коррекции — но такого рода рекомендации должен давать в том числе невролог.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения