Эмма Сеппала,  ученый-психолог, научный руководитель Исследовательского центра в Стэнфордском университете и автор книги «Путь счастья» назвала 6 самых худших советов, которые родители дают детям. И объяснила, почему это так и что лучше говорить вместо таких рекомендаций.

Фото №1 - Психолог назвала 6 худших советов, которые родители могут дать детям
Фото
fizkes / iStock / Getty Images

«Эти советы могут быть полезными в краткосрочной перспективе. Но ни к чему хорошему в дальнейшей жизни они вашего ребенка не приведут», — говорит Сеппала.

1. «Сосредоточьтесь на будущем. Думайте о том, что вас ждет завтра или через год»

Мы должны сказать им: живите (или работайте) настоящим моментом.

Ребенок, который постоянно пытается сосредоточиться на будущем — от получения хороших оценок до поступления в вуз, — будет склонен к большему беспокойству и страху. Да, небольшой кратковременный стресс может служить мотиватором. А вот длительный хронический стресс ухудшает здоровье, а также интеллектуальные способности, внимание и память. Так что слишком сильная ориентация на будущее может это самое будущее испортить.

Дети добиваются большего успеха и чувствуют себя счастливее, если они учатся жить в настоящем моменте. А когда люди чувствуют себя счастливыми, они могут быстрее учиться, мыслить более творчески и легче решать проблемы. Исследования показывают, что состояние счастья делает нас на 12% продуктивнее.

Детям, безусловно, хорошо иметь цели, к которым они стремятся. Но вместо того, чтобы побуждать их всегда сосредотачиваться на долгосрочных целях, помогите им сосредоточиться на задаче, которая стоит перед ними прямо сейчас.

2. «Стресс неизбежен во взрослой жизни, учись преодолевать себя»

Мы должны сказать им: научитесь расслабляться.

Дети даже в младшем возрасте испытывают тревогу, беспокоятся об успеваемости, чувствуют необходимость лучше учиться в школе. А взрослые часто говорят детям, что стресс — это неизбежная часть успешной жизни. Мы сами зачастую живем на кофе, работаем все выходные и ничего не успеваем в погоне за успехом. Это плохой пример для детей. Кстати, исследования показывают, что дети, родители которых сталкиваются с выгоранием на работе, чаще, чем их сверстники, испытывают выгорание в школе.

Детей надо обучать навыкам, которые им понадобятся, чтобы быть более устойчивыми к стрессовым ситуациям. Можно использовать такие техники, как медитация , йога и правильное дыхание. Эти инструменты помогают детям научиться задействовать парасимпатическую нервную систему, которая «отдыхает и переваривает», в отличие от реакции на стресс «борись или беги».

3. «Лучший отдых — это смена деятельности. Надо постоянно развиваться»

Мы должны сказать им: получайте удовольствие, ничего не делая.

Даже в свободное время люди в западном обществех склонны ценить положительные эмоции высокой интенсивности (возбуждение), в отличие от эмоций низкой интенсивности (спокойствие). И графики детей часто переполнены внеклассными мероприятиями и семейными прогулками, оставляя мало времени для «ленивого» отдыха.

Нет ничего плохого в веселье, развитии и поиске новых впечатлений. Но возбуждение, как и стресс, сжигает энергию и оставляет меньше ресурсов на время, когда они действительно нужны.

Более того, исследования показывают, что наш мозг придумывает блестящие идеи, именно когда мы не сосредотачиваемся. Заметили, что лучшие мысли, в том числе, и о работе, приходят перед сном, в душе или за утренним кофе?

Поэтому вместо того, чтобы перегружать детей, мы должны давать им время, когда они могут делать то, что хочется. Это может быть игра, чтение книги, прогулка с собакой или просто лежание на диване. Все это поможет им проявить больше творчества и научиться расслабляться и быть счастливыми.

Что ответить ребенку на вопрос где мой папа
Фото
Getty Images

4. «Используйте свои сильные стороны»

Мы должны сказать им: делайте ошибки и учитесь терпеть неудачи.

Родители склонны определять своих детей по их сильным сторонам. Они говорят, что их ребенок «математик» или «художник». Но исследование ученых из Стэнфордского университета показывает, что это на самом деле ограничивает вашего ребенка и снижает вероятность того, что он захочет пробовать новые вещи, в которых он, возможно, еще не так хорош. 

Например, когда ребенка хвалят в первую очередь за то, что он спортивный, он не захочет покинуть свою зону комфорта и попробовать себя в театральном кружке. 

Это может сделать детей более тревожными и подавленными при столкновении с неудачами или проблемами. Почему? Потому что они считают, что если они сталкиваются с препятствиями, то это означает, что они сделали что-то не так, плохо старались и это делает их хуже. Но наш мозг запрограммирован на изучение нового. И хорошо учиться на своих ошибках, пока мы молоды. Поэтому вместо того, чтобы определять сильные стороны вашего ребенка, научите его тому, что он на самом деле может научиться всему , чему пожелает — если просто попытается. 

5. «Знайте свои слабости и избавляйтесь от них»

Мы должны сказать им: относитесь к себе хорошо.

Мы часто думаем, что критика важна для самосовершенствования. Но родители часто непреднамеренно учат детей быть слишком самокритичными. Например, если родитель говорит ребенку, что он должен стараться быть более общительным , ребенок может усвоить это как критику своей природно-интровертной личности.

Но исследования самокритики показывают, что она заставляет человека сосредоточиться на том, что с ним не так. И тем самым уменьшает уверенность в себе. Это заставляет нас бояться неудачи, легче сдаваться и приводит к принятию неправильных решений.

Вместо этого родители должны побуждать детей относиться к себе, как к другу в периоды неудач или боли. Это не значит, что дети должны потакать своим желаниям или позволять себе расслабляться, когда они ошибаются. Это просто означает, что они учатся не ругать себя. Например, застенчивый ребенок скажет себе, что иногда стесняться — это нормально, и что его характер просто не такой общительный, как у других. И что он может ставить небольшие, достижимые цели, понемногу выходя из своей скорлупы. Такой образ мышления позволит ребенку преуспеть в трудностях, развить новые социальные навыки и учиться на ошибках.

6. «В этом мире каждый сам за себя»

Мы должны сказать им: проявляйте сострадание к другим.

Исследования показывают, что с детства наши социальные связи очень важны для здоровья, счастья и даже долголетия. Положительные отношения с другими людьми необходимы для благополучия, они влияют на интеллектуальные способности и конечный успех.

Более того, симпатия к людям — один из самых сильных факторов успеха, независимо от реальных навыков. Если вы выражаете сострадание к окружающим и создаете поддерживающие отношения вместо того, чтобы оставаться сосредоточенными на себе, вы добьетесь большего успеха в долгосрочной перспективе.

Важно поощрять естественные инстинкты детей заботиться о чувствах других людей и ставить себя на место других людей. Иногда мир бывает жесток. Но он становится лучше, если мы меньше внимания уделяем беспощадной конкуренции и больше — тому, чтобы учиться ладить друг с другом.