Пять признаков, что ребенок добьется успеха, несмотря на двойки

Наталья Водянова, не окончившая 11 классов, уверена: сейчас пришло время двоечников. Модель жестко раскритиковали за такую позицию, но доля истины в ней все же есть.

Фото
skynesher/E+/Getty images

Психологи и прогрессивные педагоги давно говорят: школьная отметка — крайне субъективный и ограниченный критерий оценки знаний ученика. Так что двоечник двоечнику все же рознь. Ничуть не умаляя важности и необходимости наличия в голове знаний, мы нашли пять причин, по которым ученик, на которого махнули рукой в школе, станет успешным человеком.

Он привык, что его ругают

Во взрослой жизни это называется умным словом «критикуют». Но суть не изменится — упреки в свой адрес двоечник слышит достаточно часто. Настолько часто, что к окончанию школы у него уже отрастает километровый дзен, и он перестает реагировать на обидные высказывания.

И здесь у него явное преимущество перед отличником, который все 11 классов был примером для подражания, а на работе вдруг стал объектом критики начальства.  В такой ситуации второй растеряется и, не исключено, что опустит руки. Первый же, даже не обратит внимания на форму критики, вычленив из нее саму суть: что-то надо исправить или переделать. А если его проект потерпит неудачу, он намного легче переживет ее.

Он умеет договариваться и просить о помощи

Или же, опять говоря языком умных взрослых, «делегировать полномочия». Домашнюю работу можно списать у Тани, на контрольной поможет Костя, а на лабораторной по физике надо сесть с Кириллом. Самому же нашему герою в таком случае нужен только один навык: быть в хороших отношениях с теми, к кому он планирует обратиться за помощью, знать, что предложить взамен, быть готовым тоже прийти на помощь, и так далее. В дальнейшем двоечник, умеющий собрать команду, которая будет успешно работать под его руководством, окажется для начальства ценнее, чем отличник, стремящийся замкнуть все дела на себе (и от этого затягивающий все процессы).

Он умеет быстро найти выход из любой ситуации

Что делать, если через пять минут тебя точно вызовут к доске, а ты даже не открывал заданный параграф. Можно сразу сказать, что не выучил и получить законную «пару». Можно сбежать с урока. А можно устроить у доски праздник находчивости и быстро придумать ответ, исходя из знаний, которые все же есть в голове (надеемся, что есть). Нестандартное мышление, умение делать новые выводы из известных фактов — то, что сейчас ценится работодателями не меньше красного диплома.

Фото
Getty Images/iStockphoto

Он не «распыляется» и не стремится к идеалу

Драмкружок, кружок по фото, петь охота, а еще нужно одновременно хорошо справляться со всеми предметами, быть активистом класса, школы, да и вообще — в каждой бочке затычкой. Как порой сложно жить этим отличникам. Такой и на работе потом будет хвататься за все задания подряд, стараясь угодить всем и везде. И не факт, что у него получится, с его-то перфекционизмом.

В свою очередь тот, кто не гнался за медалью и аттестатом «без троек», умеет расставлять приоритеты. Школьник, который учится плохо и которому регулярно напоминают о перспективной карьере дворника, уже понимает: надо фокусироваться на важном, на том, что ему действительно дается, развивать свои сильные стороны, а не пытаться получить что-то выше тройки по предмету, который для него «ни уму, ни сердцу».

От него ничего не ждут

И как ни странно, именно это приводит к успеху. На отличниках еще со школы лежит груз ответственности. Учителя ожидают, что они будут всегда готовы к уроку, контрольной, олимпиаде. Родители спят и видят, как их чадо поступает престижный вуз и оканчивает его с красным дипломом. Сложно быть лучшим учеником, всем от тебя чего-то надо. Двоечнику в этом плане намного легче и проще: от него ничего не ждут, на него не возлагают особых надежд. Он свободен от обязательств и поэтому готов жить не по плану, рисковать и идти к успеху, учась на собственных ошибках.

 Почему не стоит обращать внимания на плохие оценки?

Ирина Фомичева

Ирина Фомичева

Руководитель по учебной работе экстерната и домашней школы онлайн-школы «Фоксфорд»

«Принятая в школе система оценивания необъективна: она не отражает всего спектра знаний и умений ребенка, а также не учитывает условий внешней среды, моральное и физическое состояние ученика. Оценка — это некий конечный результат, она ставит штамп: «ты знаешь так». Школьника же больше мотивирует обратная связь, которая позволяет понять, что получилось, а что нет.

Мы видим, что дети, которые не стремятся к одинаково высокому результату абсолютно во всем — более гибкие, они шире смотрят на мир. Нужно научиться расставлять приоритеты и не стремиться соответствовать «цифрам», которые многих вещей не учитывают».

Человек счастлив и успешен, когда он востребован, занимается тем, что приносит ему удовольствие, когда у него есть взаимопонимание и гармония с окружающим миром. И добиться успеха в современном обществе помогут в первую очередь не школьные отметки, а личные качества: жизнестойкость, способность к концентрации и управление вниманием, способность быть адаптивным, гибким в ситуации неопределенности. Кроме того, в мире, где все жители оказались на расстоянии одного звонка в Zoom, как никогда важно научить ребенка сотрудничать, сопереживать, выстраивать совместную деятельность».

Фото
Getty Images

Школьник плохо учится — что делать?

Во-первых, понять, кто от этого расстраивается сильнее вы или ваш ребенок. А может быть вы оба?

«Если расстроились только вы, попробуйте понять, почему у вас и вашего школьника разные приоритеты, — говорит Ирина Фомичева. — Скорей всего он протестует против чего-то, что кажется ему чуждым и навязанным».

В таком случае решение, пожалуй, только одно — обсуждать с ребенком, что интересно действительно ему и делать упор на достижении целей в этой сфере. Есть шанс, что после того, как вы прекратите психологическое давление, у него пропадет внутренний протест и он сам решит исправить оценки.

«Если из-за плохой оценки расстраивается ребенок или вы оба — не ругайте его, ему и так плохо, — говорит наш эксперт. —  Посочувствуйте ему, выразите сожаление, что так вышло. Затем попробуйте вместе проанализировать причину его эмоций. Возможно, он переживает из-за того, что расстроил вас, а к самой оценке равнодушен. Другая причина: он считает оценку несправедливой. Тогда придется объяснить, что школьная система оценок не может быть объективной по определению.

Если причиной плохой оценки стали допущенные ошибки, скажите ребенку, что он, как любой человек, имеет право на ошибку, а неудача — это лишь повод проанализировать, что было сделано не так на пути к цели и что можно изменить, чтобы в следующий раз получилось лучше».

Комментарии

100
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Пишу развернуто, так как тема очень серьезная и для меня близкая. Я педагог, учу сотни детей в параллелях 7-11кл. Настоящие отличники- это умные ребята, не зубрят они, а вникают глубоко в сложный материал, лёгкий - схватывают "на лету". А неуспевающие или слабо успевающие дети - либо с отсутствием способностей (здоровье), либо ленивые и запустившие учёбу. Умные дети способны нести ответственность, привыкли стремиться к результату, а не создавать видимость работы. И это - "замкнуть процесс на себе"? Поверьте, не могут они тормозить, они время ценят и планируют, потому что активны и привыкли успевать! Знаю многих, кто и на тренировки успевает, дополнительно язык изучает, друзья у всех есть. В классе уважают за ум, давно понимают дети, что это серьезный потенциал для старта во взрослой жизни. Умные продвинутые, креативнее и интереснее неумных. Смешно, честно. "Распределить обязанности" смогут ваши неуспевающие! Да искать халяву они привыкли и паразитировать на других. Какому серьезному работодателю нужен халявщик, "делегирующий что-то кому-то"? Некомпитентный, ленивый, изворотливый..? И поверьте, дай нам Бог, чтобы умных и неравнодушных детей было много, только я знаю десятки их фамилий. И честно, не могу назвать ни одного двоечника или даже троечника, который бы достиг чего-то значимого, кроме ситуаций, когда родители проталкивают или в бизнес свой берут. Но и там всё посредственно. А умнички (и хорошисты!) идут в медицину, строительство, ИТ, науку, органы, армию и пр. И там тоже делают всё на высшем уровне, потому что не умеют по-другому. Не подменяйте ценности, миром должны управлять умные и неравнодушные!
  • Очень грамотно написано, взято из жизни. Согласен с ее выводами. Видел как двоечники создают фирмы, а отличники успешно и грамотно исполняют свои обязанности в роли продавцов.
  • Я бы так сказала про троечников. Но не двоечники
  • Я согласен с автором,ведь и отличники в большинстве очень странные,не друзей не подруг помешаны на учебе со своими ттараканами.
  • Получается, чем хуже учится ребенок, тем лучше что ли?