Как реагировать на воображаемого друга ребенка
Фото
Legion Media/кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон»

Психологи даже придумали для этого явления название — синдром Карлсона. Пугаться не надо, это не раздвоение личности, не начальные признаки психического заболевания, а временное состояние, своего рода этап развития детского воображения. Ведь ребенок живет в чудесном мире, где могут разговаривать динозавры, а в окна влетают самые лучшие в мире укротители домомучительниц с кнопкой на животе и пропеллером на спине.

Тем не менее, появление такого «друга» может быть звоночком: в реальном мире ребенку что-то не нравится. Что именно может быть не так и как реагировать на появление невидимого приятеля — объясняет психолог.

Анастасия Екушевская
Анастасия Екушевская
Психология, образование

Академический директор онлайн-школы для детей Skysmart, нейропсихолог, кандидат философских наук

«Воображаемый друг — хорошо или плохо? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните себя в детстве. У большинства взрослых в детстве было два мира: реальный и воображаемый. И скорее всего тоже был воображаемый друг, который придавал уверенности и решительности во многих важных детских делах. Это мог быть и физический предмет (например, игрушка или кукла) или выдуманный абстрактный, не важно, в мире фантазий и чудес свои правила. Страшно катиться с горки, заходить в темную комнату — сказочный друг всегда рядом и поможет».

Наш эксперт объясняет: воображаемые друзья обычно появляются у детей в возрасте 2,5-6 лет и это абсолютно точно нормальное явление. Но, как и у любого явления, у него есть причины. Во-первых, скука, если ребенок остается один дома или же если взрослые заняты настолько, что не могут уделить ему внимание. Во-вторых, страх наказания, если мама и папа чересчур строгие, тогда на волшебного друга можно «скинуть» вину за разбитую чашку или порванную книгу.

«С воображаемым другом нет ощущения одиночества, — говорит Анастасия Екушевская. — С ним легко пережить любой страх, даже наказания.»

Третья причина для появления такого товарища — социализация и попытка побыть взрослым. Как правило, в таком общении ребенок примеряет на себя роль воспитателя в детском саду или кого-то из родителей — говорит те же фразы, повторяет жесты, и так далее. С этой точки зрения за «общением» будет полезно понаблюдать, чтобы посмотреть на себя со стороны. Да и о том, что происходит в садике, возможно, узнаете что-то новое.

«Внимательно наблюдая за общением ребенка с вымышленным другом, родители смогут понять, чего не хватает малышу, что его тревожит, и, соответственно, помочь ему», — говорит психолог.

Как реагировать на воображаемого друга ребенка
Фото
Getty Images

Как реагировать на воображаемого друга

Психолог предупреждает: переживать и резко отрицать его существование не стоит. А вот подыграть малышу — надо.

«Если вы поверите в его мир, это сблизит ваши отношения и укрепит доверие, — говорит Анастасия Екушевская. — Например, переходя дорогу, уточните перешел ли загадочный друг, подождите его, если понадобится. Не стоит слишком увлекаться, но в меру принимать эту реальность необходимо. Ваша реакция должна быть спокойной, например, не отказывайтесь, если ребенок попросит вас присоединиться к игре с ним и его другом или во время ужина попросит поставить на стол блюдо для друга. А если ребенок говорит, что беспорядок в комнате навел не он, а его друг, то предложите, чтобы они занялись уборкой вместе.

Примите правила игры. Вы удивитесь, как приятно будет удивлен ваш ребенок и как он вам будет благодарен».