Слуховая терапия помогла многим детям, имеющим проблемы со слухом, а также с расстройствами речи, синдромом дефицита внимания при гиперактивности (СДВГ) и аутизмом. Методика слуховой терапии используется также у взрослых в борьбе с депрессиями, преодолении трудностей в общении, увеличении творческого потенциала и работоспособности.
Слышать и слушать
Слышание — пассивный процесс, слушание — активный. Можно иметь отличный слух, но быть плохим слушателем.
Слушанием называется способность воспринимать нужную и отфильтровывать лишнюю информацию, умение нужную информацию организовывать и сортировать в зависимости от ее значимости. Когда процесс слушания нарушается, возникают проблемы в учебе, общении и овладении социальными навыками.
Цель слуховой терапии — улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Слуховая терапия позволяет более эффективно использовать органы слуха. Метод слуховой терапии предназначен как для детей и подростков, так и для взрослых.
Детям и подросткам слуховая терапия помогает:
развивать речевые и моторные навыки;
решить проблемы, связанные с обучаемостью и нарушениями речи (дислексией, дисграфией, алалией, заиканием);
справиться с нарушениями психомоторного развития, уменьшить проявления аутизма;
улучшить концентрацию внимания, бороться с синдромом гиперактивности;
развивать навыки общения.
Взрослым слуховая терапия показана при:
аффективных и эмоциональных расстройствах (фобиях, панических атаках);
неврозах;
депрессиях;
нарушениях сна (бессонница, проблемы с засыпанием);
трудностях в общении.
Суть метода
Французский врач-отоларинголог Альфред Томатис в середине прошлого века сделал открытие, которое известно как эффект Томатиса: голос содержит то, что ухо может анализировать. Орган слуха подстраивается под то, что слышит, благодаря этому в голосе появляется то, чего в нем раньше не было.
Метод прослушивания обучает мозг анализировать голосовую информацию с помощью ушей. Его цель — сделать уши главным входом для звуков, только так можно правильно анализировать звуки. От активного слушания (не просто слышу, а слушаю, воспринимаю и анализирую) человек переходит к правильной контролируемой речи и затем — к гармонии с собой и окружающим миром.
Метод Томатиса основан на использовании прибора, являющегося идеальной моделью человеческого уха. Сама слуховая терапия — это микрогимнастика мышц среднего уха. От напряжения этих мышц и зависит работа мозга. Томатис создал систему записей отфильтрованной музыки разного тембра.
Перед началом занятий со школьниками проводится слуховой тест, который интерпретируется по физическим и психологическим критериям. В зависимости от его результатов разрабатывается индивидуальная программа.
На занятиях ребенок или взрослый через наушники прослушивает определенные диски с записью классической музыки или григорианского пения. Мелодии подбираются индивидуально в зависимости от результатов слухового теста. Продолжительность слушания — 1 час непрерывно или дважды по 30 минут с перерывом между сеансами до 3 часов. Во время прослушивания можно разговаривать, играть в настольные или логические игры и даже спать. Продолжительность курса — 10 дней. Повторный курс — не раньше, чем через полгода.
Такие тренировки за счет звуков определенной частоты стимулируют центральную нервную систему, в том числе кору головного мозга, которая является центром процессов мышления.
Больше полезных материалов о детском развитии — в нашем канале на