Мы уже привыкли, что каждый учебный год приносит изменения в системе образования. С сентября 2024 года школы столкнулись с целым рядом нововведений: заменой «Основ безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) на «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР), введением курса «Семьеведение», запретом на использование смартфонов во время занятий и другими.
Новый учебный год продолжает эту тенденцию. С 1 сентября 2025 года в силу вступают новые изменения, закреплённые в
1. Единое расписание уроков
Это не означает, что теперь вся страна учит дроби в 8:30, а приставки — в 9:30 по московскому времени. Речь идёт о стандартизации учебного процесса.
Важно, чтобы темы по математике/литературе/русскому языку и другим предметам проходили в одном темпе в разных регионах. Чтобы, например, переехав из Сочи в Тюмень, ученик не оказался то в будущем, то в прошлом учебной программы. Теперь переезд ученика в другой город не превратится в квест «Догони программу!».
Также образовательные учреждения получат возможность адаптировать учебное расписание, учитывая местную специфику, при этом не выходя за рамки федеральных требований.
Внедрение единого расписания уроков решит две ключевые проблемы: перегруженность учителей и хаотичную нагрузку школьников (сложные предметы будут равномерно распределены — об этом позже). Это не просто формальность, а реальный механизм защиты здоровья всех участников образовательного процесса.
2. Равномерное распределение нагрузки при составлении расписания уроков
Школа — не марафон на выживание! Новая реформа взяла курс на «мягкий режим»: теперь сложные предметы не будут атаковать учеников одним махом. Они будут чередоваться: непростые дисциплины планируется сочетать с более лёгкими — творческими или гуманитарными.
Так, например, после урока геометрии может идти литература или физическая культура (чтобы мозги «проветрились»). Теперь расписание — как хороший рецепт: горькое лекарство (интегралы, формулы) всегда с мёдом (творчеством или спортом). Такой подход позволит разгрузить учеников, он снизит их утомляемость и повысит усвоение школьных предметов.
3. Сокращение контрольных работ
Согласно новым правилам, на проведение контрольных и проверочных работ (в том числе ВПР) теперь будет отводиться не более 10% общего учебного времени по каждому предмету.
Сами образовательные учреждения должны контролировать объём задаваемых на дом работ, а также обеспечивать учащихся достаточными временными рамками для подготовки объёмных заданий — рефератов, докладов, исследовательских проектов, презентационных материалов.
4. Появится регламент по количеству домашней работы
Для учащихся начальных классов на выполнение домашних заданий установлены следующие временные рамки:
1-й класс — не более 1 часа;
2-й-3-й классы — не более 1,5 часов;
4-й класс — максимум 2 часа.
Не забыли и о старшеклассниках — не более 3,5 часов.
С внедрением таких регламентов у учеников появится больше времени на отдых, хобби, прогулки, общение с семьёй.
5. Синхронизация школьных программ с ОГЭ и ЕГЭ
Можно сказать, что теперь школа и экзамены будут говорить на одном языке. И здесь речь идёт не про зубрёжку, а про логичную, планомерную подготовку. Учебная программа будет «заточена» под ОГЭ/ЕГЭ — больше никаких сюрпризов вроде: «А это мы не проходили».
Дети будут изучать только то, что реально пригодится на экзаменах. Учителя смогут готовить учеников к ЕГЭ уже с 5 класса, а не экстренно за три месяца до экзамена.
Какой можно прогнозировать результат? Самое главное, такой подход позволит сократить уровень стресса у всех участников образовательного процесса: школьники чётко будут знать, что им попадётся на экзамене; родителям не нужно будет платить за репетиторов, учителям будет проще выстроить систему подготовки.
6. Изменения в дисциплинах «история» и «обществознание»
В новом учебном году обществознание исчезнет из расписания шести- и семиклассников, а с 2026 года его будут изучать только в 9–11-х классах. Курс станет более практическим, а задания ОГЭ и ЕГЭ адаптируют под обновлённую программу.
Освободившиеся часы передадут истории: в 5–7-х классах на неё будет отведено три урока в неделю. Пятиклассники будут изучать всемирную историю и историю родного края, а с шестого класса начнётся углублённый курс истории России.
С 2026 года изменения коснутся и старших классов. В 8-х классах история останется в объёме трёх часов в неделю, а в 9-х классах — двух часов.
Таким образом, школа делает ставку на углублённое изучение истории, а обществознание будет сосредоточено в выпускных классах, чтобы подготовить учеников ко взрослой жизни и экзаменам.
7. Родителям можно будет присутствовать на экзаменах
С нового учебного года родители смогут официально присутствовать на ЕГЭ в роли независимых наблюдателей. Их задача — следить за соблюдением процедуры данного мероприятия и созданием комфортных условий для выпускников. Правда, есть важное ограничение: мамы и папы не смогут быть наблюдателями в том пункте, где сдаёт экзамен их собственный ребёнок.
Это нововведение призвано сделать экзаменационный процесс более открытым и снизить стресс у школьников. При этом подчёркивается, что родители-наблюдатели не должны вмешиваться в ход экзамена — их роль исключительно контролирующая. В Министерстве надеются, что такая мера повысит доверие к системе ЕГЭ и поможет участникам чувствовать себя увереннее.
8. Оценки за поведение
С 1 сентября 2025 года в некоторых школах России в рамках пилотного проекта планируется ввести оценки за поведение. В эксперимент войдут образовательные организации из Новгородской, Ярославской, Тульской областей, Луганской Народной Республики, Чеченской Республики и Республики Мордовия.
Нововведение затронет учащихся с 1-го по 8-й класс. Выпускные классы пока решили не включать, чтобы не увеличивать нагрузку на старшеклассников перед экзаменами. Однако в перспективе система может распространиться на все классы.
Оценку будет выставлять классный руководитель, также будут учитываться мнения других педагогов и администрации школы. Она будет отражена не только в текущей отчётности, но и может быть включена в аттестат как показатель личностного роста и зрелости ученика.
Критерии пока прорабатываются, поэтому на сегодняшний день информации о них немного. Однако в Министерстве пояснили, что они будут сформированы с учётом мнения педагогов и родителей и включать такие аспекты, как:
уровень дисциплины ученика;
умение корректно взаимодействовать как с одноклассниками, так и с преподавателями;
участие в социальной жизни школы; соблюдение установленных правил поведения.
В ходе эксперимента будут апробированы три формата:
«Зачёт/незачёт»;
Трёхуровневая шкала (образцовое, удовлетворительное, неудовлетворительное поведение);
Пятибалльная система (с градацией от «отлично» до «совсем неудовлетворительно»).
Окончательный вариант выберут по итогам пилотного проекта. Пока же нововведение вызывает вопросы у родителей и учителей — особенно о том, как объективно оценивать поведение и не превратит ли это школу в «армию с дневниками».
Это лишь часть тех существенных изменений, которые готовит нам 2025-2026 учебный год. С другими из них можно ознакомиться в приказе, который упомянут выше.
Мнение эксперта
Большинство нововведений упростят ученикам жизнь
Предстоящие изменения в системе образования, запланированные на 2025–2026 учебный год, представляют собой попытку решить накопившиеся проблемы, такие как перегрузка учителей и учащихся, разрозненность учебных программ, стресс, связанный с экзаменами и других.
Идея стандартизации расписания и балансировки нагрузки выглядит разумной, особенно если она действительно снизит утомляемость школьников и облегчит адаптацию при переездах. Однако её успех будет зависеть от гибкости реализации.
Сокращение контрольных работ и домашних заданий — шаг в верном направлении, так как это может улучшить психологическое состояние детей и дать им больше времени на развитие вне учёбы. Однако здесь важно не перейти грань, когда снижение нагрузки приведёт к падению качества образования.
Синхронизация школьных программ с ОГЭ и ЕГЭ звучит логично, но вызывает опасения: не превратится ли обучение в «натаскивание» на экзамены, что сузит кругозор учащихся.
К некоторым изменениям есть вопросы
Углублённое изучение истории и перенос обществознания в старшие классы могут быть полезны, но только если программа будет действительно насыщенной и актуальной, а не формальной. В целом, это изменение вызывает много вопросов.
Родители в роли наблюдателей на ЕГЭ — неоднозначное, но интересное нововведение. С одной стороны, это может повысить прозрачность ЕГЭ.
Однако есть и риски. Не все родители смогут оставаться нейтральными, особенно если увидят, как дети волнуются. Возникает вопрос: не превратится ли экзамен в дополнительный стресс для всех участников? Если реализовать всё грамотно, это может укрепить доверие к системе ЕГЭ и сделать экзамены более человечными.
Введение оценок за поведение — наиболее спорное новшество. С одной стороны, оно может дисциплинировать учащихся, но с другой — рискует стать инструментом субъективного давления. Успех этой меры будет зависеть от прозрачности критериев и исключения излишней формализации воспитательного процесса.
Итак, многие изменения выглядят обоснованными, но их эффективность покажет только время и качество реализации. Ключевыми факторами станут готовность учителей адаптироваться, достаточное ресурсное обеспечение и обратная связь от всех участников образовательного процесса.
- Дарит чувство безопасности и снижает тревогу: психолог объяснил, почему мир полюбил Лабубу
- Дарит чувство безопасности и снижает тревогу: психолог объяснил, почему мир полюбил Лабубу
- Дарит чувство безопасности и снижает тревогу: психолог объяснил, почему мир полюбил Лабубу
- 6 признаков по-настоящему счастливых семей