Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Сокращение «обществознания» и контрольных, оценки за поведение: что изменится в школах с 1 сентября 2025 года

Рассказываем про основные нововведения

9 июля 2025
Сокращение «обществознания» и контрольных, оценки за поведение: что изменится в школах с 1 сентября 2025 года | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Мы уже привыкли, что каждый учебный год приносит изменения в системе образования. С сентября 2024 года школы столкнулись с целым рядом нововведений: заменой «Основ безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) на «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР), введением курса «Семьеведение», запретом на использование смартфонов во время занятий и другими.

Новый учебный год продолжает эту тенденцию. С 1 сентября 2025 года в силу вступают новые изменения, закреплённые в приказе Минпросвещения России от 9 октября 2024 года № 704. Давайте рассмотрим ключевые преобразования подробнее.

Образование

Старший методист Домашней школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук

1. Единое расписание уроков

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Это не означает, что теперь вся страна учит дроби в 8:30, а приставки — в 9:30 по московскому времени. Речь идёт о стандартизации учебного процесса.

Важно, чтобы темы по математике/литературе/русскому языку и другим предметам проходили в одном темпе в разных регионах. Чтобы, например, переехав из Сочи в Тюмень, ученик не оказался то в будущем, то в прошлом учебной программы. Теперь переезд ученика в другой город не превратится в квест «Догони программу!».

Также образовательные учреждения получат возможность адаптировать учебное расписание, учитывая местную специфику, при этом не выходя за рамки федеральных требований.

Внедрение единого расписания уроков решит две ключевые проблемы: перегруженность учителей и хаотичную нагрузку школьников (сложные предметы будут равномерно распределены — об этом позже). Это не просто формальность, а реальный механизм защиты здоровья всех участников образовательного процесса.

2. Равномерное распределение нагрузки при составлении расписания уроков

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Школа — не марафон на выживание! Новая реформа взяла курс на «мягкий режим»: теперь сложные предметы не будут атаковать учеников одним махом. Они будут чередоваться: непростые дисциплины планируется сочетать с более лёгкими — творческими или гуманитарными.

Так, например, после урока геометрии может идти литература или физическая культура (чтобы мозги «проветрились»). Теперь расписание — как хороший рецепт: горькое лекарство (интегралы, формулы) всегда с мёдом (творчеством или спортом). Такой подход позволит разгрузить учеников, он снизит их утомляемость и повысит усвоение школьных предметов.

3. Сокращение контрольных работ

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Согласно новым правилам, на проведение контрольных и проверочных работ (в том числе ВПР) теперь будет отводиться не более 10% общего учебного времени по каждому предмету.

Сами образовательные учреждения должны контролировать объём задаваемых на дом работ, а также обеспечивать учащихся достаточными временными рамками для подготовки объёмных заданий — рефератов, докладов, исследовательских проектов, презентационных материалов.

4. Появится регламент по количеству домашней работы

Источник: Getty Images
Источник:
Getty Images

Для учащихся начальных классов на выполнение домашних заданий установлены следующие временные рамки:

  • 1-й класс — не более 1 часа;

  • 2-й-3-й классы — не более 1,5 часов;

  • 4-й класс — максимум 2 часа.

  • Не забыли и о старшеклассниках — не более 3,5 часов.

С внедрением таких регламентов у учеников появится больше времени на отдых, хобби, прогулки, общение с семьёй.

5. Синхронизация школьных программ с ОГЭ и ЕГЭ

Источник: Getty Images
Источник:
Getty Images

Можно сказать, что теперь школа и экзамены будут говорить на одном языке. И здесь речь идёт не про зубрёжку, а про логичную, планомерную подготовку. Учебная программа будет «заточена» под ОГЭ/ЕГЭ — больше никаких сюрпризов вроде: «А это мы не проходили».

Дети будут изучать только то, что реально пригодится на экзаменах. Учителя смогут готовить учеников к ЕГЭ уже с 5 класса, а не экстренно за три месяца до экзамена.

Какой можно прогнозировать результат? Самое главное, такой подход позволит сократить уровень стресса у всех участников образовательного процесса: школьники чётко будут знать, что им попадётся на экзамене; родителям не нужно будет платить за репетиторов, учителям будет проще выстроить систему подготовки.

6. Изменения в дисциплинах «история» и «обществознание»

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

В новом учебном году обществознание исчезнет из расписания шести- и семиклассников, а с 2026 года его будут изучать только в 9–11-х классах. Курс станет более практическим, а задания ОГЭ и ЕГЭ адаптируют под обновлённую программу.

Освободившиеся часы передадут истории: в 5–7-х классах на неё будет отведено три урока в неделю. Пятиклассники будут изучать всемирную историю и историю родного края, а с шестого класса начнётся углублённый курс истории России.

С 2026 года изменения коснутся и старших классов. В 8-х классах история останется в объёме трёх часов в неделю, а в 9-х классах — двух часов.

Таким образом, школа делает ставку на углублённое изучение истории, а обществознание будет сосредоточено в выпускных классах, чтобы подготовить учеников ко взрослой жизни и экзаменам.

7. Родителям можно будет присутствовать на экзаменах

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

С нового учебного года родители смогут официально присутствовать на ЕГЭ в роли независимых наблюдателей. Их задача — следить за соблюдением процедуры данного мероприятия и созданием комфортных условий для выпускников. Правда, есть важное ограничение: мамы и папы не смогут быть наблюдателями в том пункте, где сдаёт экзамен их собственный ребёнок.

Это нововведение призвано сделать экзаменационный процесс более открытым и снизить стресс у школьников. При этом подчёркивается, что родители-наблюдатели не должны вмешиваться в ход экзамена — их роль исключительно контролирующая. В Министерстве надеются, что такая мера повысит доверие к системе ЕГЭ и поможет участникам чувствовать себя увереннее.

8. Оценки за поведение

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

С 1 сентября 2025 года в некоторых школах России в рамках пилотного проекта планируется ввести оценки за поведение. В эксперимент войдут образовательные организации из Новгородской, Ярославской, Тульской областей, Луганской Народной Республики, Чеченской Республики и Республики Мордовия.

Нововведение затронет учащихся с 1-го по 8-й класс. Выпускные классы пока решили не включать, чтобы не увеличивать нагрузку на старшеклассников перед экзаменами. Однако в перспективе система может распространиться на все классы.

Оценку будет выставлять классный руководитель, также будут учитываться мнения других педагогов и администрации школы. Она будет отражена не только в текущей отчётности, но и может быть включена в аттестат как показатель личностного роста и зрелости ученика.

  • Критерии пока прорабатываются, поэтому на сегодняшний день информации о них немного. Однако в Министерстве пояснили, что они будут сформированы с учётом мнения педагогов и родителей и включать такие аспекты, как:

  • уровень дисциплины ученика;

  • умение корректно взаимодействовать как с одноклассниками, так и с преподавателями;

  • участие в социальной жизни школы; соблюдение установленных правил поведения.

В ходе эксперимента будут апробированы три формата:

  1. «Зачёт/незачёт»;

  2. Трёхуровневая шкала (образцовое, удовлетворительное, неудовлетворительное поведение);

  3. Пятибалльная система (с градацией от «отлично» до «совсем неудовлетворительно»).

Окончательный вариант выберут по итогам пилотного проекта. Пока же нововведение вызывает вопросы у родителей и учителей — особенно о том, как объективно оценивать поведение и не превратит ли это школу в «армию с дневниками».

Это лишь часть тех существенных изменений, которые готовит нам 2025-2026 учебный год. С другими из них можно ознакомиться в приказе, который упомянут выше.

Мнение эксперта

Большинство нововведений упростят ученикам жизнь

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Предстоящие изменения в системе образования, запланированные на 2025–2026 учебный год, представляют собой попытку решить накопившиеся проблемы, такие как перегрузка учителей и учащихся, разрозненность учебных программ, стресс, связанный с экзаменами и других.

  • Идея стандартизации расписания и балансировки нагрузки выглядит разумной, особенно если она действительно снизит утомляемость школьников и облегчит адаптацию при переездах. Однако её успех будет зависеть от гибкости реализации.

  • Сокращение контрольных работ и домашних заданий — шаг в верном направлении, так как это может улучшить психологическое состояние детей и дать им больше времени на развитие вне учёбы. Однако здесь важно не перейти грань, когда снижение нагрузки приведёт к падению качества образования.

  • Синхронизация школьных программ с ОГЭ и ЕГЭ звучит логично, но вызывает опасения: не превратится ли обучение в «натаскивание» на экзамены, что сузит кругозор учащихся.

К некоторым изменениям есть вопросы

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru
  • Углублённое изучение истории и перенос обществознания в старшие классы могут быть полезны, но только если программа будет действительно насыщенной и актуальной, а не формальной. В целом, это изменение вызывает много вопросов.

  • Родители в роли наблюдателей на ЕГЭ — неоднозначное, но интересное нововведение. С одной стороны, это может повысить прозрачность ЕГЭ.

    Однако есть и риски. Не все родители смогут оставаться нейтральными, особенно если увидят, как дети волнуются. Возникает вопрос: не превратится ли экзамен в дополнительный стресс для всех участников? Если реализовать всё грамотно, это может укрепить доверие к системе ЕГЭ и сделать экзамены более человечными.

  • Введение оценок за поведение — наиболее спорное новшество. С одной стороны, оно может дисциплинировать учащихся, но с другой — рискует стать инструментом субъективного давления. Успех этой меры будет зависеть от прозрачности критериев и исключения излишней формализации воспитательного процесса.

Итак, многие изменения выглядят обоснованными, но их эффективность покажет только время и качество реализации. Ключевыми факторами станут готовность учителей адаптироваться, достаточное ресурсное обеспечение и обратная связь от всех участников образовательного процесса.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условияпользовательского соглашения
На информационном ресурсе применяются cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на их использование.