Тайный смысл русских народных сказок: о чем они на самом деле

Зачем отец оставил любимую дочку замерзать зимою в лесу, что такое сусеки, и почему Дурак оказывается самым умным? Оказывается, в знакомых с детства историях зашифрована важная информация.

Фото
Getty Images

Народное творчество — очень любопытная тема, бесконечный источник мудрости, философии, мировоззрения и основа нашего культурного кода. А еще это бездна увлекательных сюжетов для научных исследований. Представьте себе, что те сказки, которые мы узнали в своем детстве, а теперь продолжаем читать нашим детям, рассказывали много веков назад! В 21-м веке трехлетние малыши легко управляются со смартфонами, но при этом верят в истории про наивного Колобка из теста, который умеет говорить, боятся Бабы Яги, которая зачем-то детей сажает в печь, и рисуют в альбомах Василису Прекрасную, у которой из рукавов озера разливаются. Удивительно!

Чтобы понять скрытый смысл  русских народных сказок, дошедших до наших дней, нужно немного пояснить историю. Появились басни или байки у славянских народов в глубокой древности, задолго до письменной эпохи. Все представления человека о мироустройстве, религии,  жизни и смерти, необъяснимые явления и страх перед природой излагали в форме фантастических сюжетов, в которых добро должно было победить зло.  

Рассказывали байки бахари, а слушателями изначально были взрослые. Постепенно сюжеты обновлялись, обрастали новыми деталями и современными героями, трансформировался язык изложения, а первоначальный смысл утрачивался. Поэтому сейчас современному читателю сказки могут показаться нелепыми. Мы решили прояснить зашифрованные в них тайные смыслы.

«Морозко»

Фото
кадр из фильма «Морозко»

Один из самых распространенных сюжетов у восточных славян: в устной традиции существовало  множество версий этой сказки. Женился старик на сварливой женщине, которая невзлюбила его дочь. Сначала мачеха пакостила и поколачивала падчерицу, потом — и вовсе решила со свету сжить. Приказала старику  бросить девочку в лесу в лютый мороз. Безропотный старик так и сделал.

Если спросить детей, почему отец так поступил со своей родной дочерью, они ответят, потому что старик боялся злой женщины. Как бы не так! На самом деле сюжет этой волшебной сказки, которая учит добродетели, уходит корнями в древний славянский обряд инициации, или обряд перехода ребенка во взрослого человека. Всех подростков отправляли на какое-то время в лес на выживание. Предполагалось, что сильный выносливый ребенок к этому времени уже владеет всеми жизненно важными навыками.

Старик из сказки обязан был отправить дочь на это испытание. Поэтому-то ленивая и избалованная дочка мачехи и замерзла в лесу, а трудолюбивая и скромная падчерица жива-здорова, еще и с подарками вернулась. В «Морозко», скорее всего, обряд инициации был свадебный. Помните, как в сказке собачка все приговаривала: «Старикову дочь женихи сватают, а старухину дочь по косточкам из лесу везут»? Вот в чем на самом деле тут суть.

«Колобок»

Фото
кадр из мультфильма «Колобок»/«Гора самоцветов»

На первый взгляд, в сказке для малышей полно странностей.  В чем смысл этой побасенки? А смысл путешествия Колобка  в том, чтобы рассказать малышам о движении Луны. Изначально герои и место действия в сказке были другими: роль жены досталась при помощи художественного приема антропоморфизм Небу. Жена отправилась скрести по сусекам (это всего лишь название хранилища зерна или муки) к языческому богу огня Сварогу.  Испеченному Колобку, точно так же, как и Луне, предстояло пройти путь по небосклону. По дороге ему встречались разные персонажи, вроде Вепря и Лебедя, откусывающие от Колобка по кусочку. Последнюю часть «проглотила» Лиса, и лунный цикл закончился.

«Сказка о репке»

Эта философская история к урожаю не имеет никакого отношения. Чаще всего исследователи устного народного творчества объясняют сказку так: Репка — это символическое изображение рода, связь поколений. Крепкая семья дает силы, знания и счастье всем родственникам. Каждый из героев сказки олицетворяет одну из важных составляющих рода: посадил репку Дед — он самый старший и мудрый.  Бабка — хранительница очага и традиций, Внучка — новое поколение (дети, внуки), Жучка — охрана, Кошка — оберег, благополучие, Мышка — сытость и достаток.  Кстати, в ранних трактовках  сюжета среди героев были отец (защита рода) и мать (любовь, забота), но ими рассказчики пожертвовали, чтобы сохранилась семиричная система исчисления, принятая в христианстве.

«Иванушка-дурачок»

Фото
кадр из мультфильма «Конек-горбунок»

Помните, как ловко описал героя Петр Ершов в «Коньке-Горбунке»:

«Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак».

К 19 веку, когда появилась эта сказка в стихах, в фольклоре образ Иванушки-Дурачка уже прочно укрепился. Герой кочевал из одного сюжета в другой, и несмотря на  нелестные эпитеты, из всех приключений выходил победителем. Потому что не дурак он был вовсе, а Другак.

В языческом обществе суеверные  родители не сразу давали своим детям имена. Боялись, как бы их черти не похитили. Поэтому лет до 14, до первого обряда инициации, дети носили временные прозвища. Например, первенца так и называли — Первак, второго соответственно — Вторак, третьего — Третьяк, а кто-то мог откликаться на имена Другак, то есть, другой. Со временем произношение упростилось до Дурака, так продолжали нарекать младших детей вплоть до начала 15 века.   

«Гуси-лебеди»

Фото
кадр из мультфильма «Гуси-Лебеди»

Родители строго-настрого приказали дочке следить за младшим братом. Но заигралась девочка и не заметила, как гуси-лебеди унесли братца.  Это еще один популярный сюжет в народном творчестве, назидание которого не только в том, чтобы слушаться родителей. Все гораздо интереснее.

Древние славянские народы почитали своих прародителей как силу, обладающую некими сакральными знаниями. Прикоснувшись к их миру, человек получал  защиту и помощь, что особенно нужно детям и молодым людям. На этом веровании основаны обряды инициации, которые в завуалированной форме описываются во многих волшебных сказках.

Гуси-лебеди — это человеческие души, которые летают между двух миров, они отнесли  братца в царство мертвых. Туда и отправляется сестрица. По пути ей встречаются символы жизни  — печь с пирожками, яблоня с лесными яблоками. А впереди река с кисельными берегами (кисель — ритуальное поминальное блюдо), разделяющая два мира. Героиня находит братца в избушке Бабы Яги — еще одного мифологического персонажа, живущего на границе двух миров. Но, как мы знаем, в сказках всегда бывает счастливый конец — испытания предков героиня выполнила, вместе с братом они вернулись в мир живых. Остается добавить еще пару скрытых смыслов — печь, в которой на обратном пути укрывались дети, символизирует их перерождение, а яблоко — мудрость.

Сказки про Бабу Ягу

Фото
кадр из мультфильма «Летучий корабль»

В сказочном сюжете этому персонажу обычно отводится роль злодейки, живущей где-то на краю света в избушке на курьих ножках. Между тем, зла она никому не сделала. О том, откуда в народном эпосе славян появилась эта дама, филологи сами точно не знают. По одной из версий, Баба Яга в мифологии — посредник между миром живых и мертвых. Ее избушка открывает двери в иное измерение («Избушка, избушка, повернись ко мне лицом»).

Кстати, курьи ножки — это не куриные лапы. Скорее всего, путаница возникла из-за глагола «куриться» — дымиться, избушка висела на подушке из дыма. Баба Яга норовила детей на лопату посадить и в печь отправить, и такой обряд действительно существовал в Древней Руси, назывался перепечение — ритуал исцеления слабых и болезненных детей. Печь, куда клали младенца, естественно, была остывшей. Считалось, что ребенок как бы рождался заново, выздоравливал. По другой версии, Баба Яга это молодая и прекрасная богиня Иогиней, она ездила по миру и собирала детей-сирот, чтобы посвятить их богам, сделать из них жрецов.

Комментарии

3
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • что такое сусеки рассказали, а кто такие бахари - нет. пришлось гуглить)