Фото №1 - Ты меня понимаешь?

«Тсс, тише...»

Что мы хотим объяснить? Мы пытаемся объяснить малышу, что в общественном месте не надо шуметь.

Как он это понимает? Крохе не понять истинного смысла этой просьбы, он еще не знаком с правилами поведения в социуме. И только учится управлять своим голосом и регулировать его громкость.

Решаем проблему. В первую очередь сами обращайтесь к малышу шепотом. Маленькие дети очень быстро учатся многим вещам, подражая взрослым. И если вы шепотом скажете: «Говори тихо, как мама», он отлично поймет вас. Также практикуйте «тихие беседы» дома, во время игры. Например, укладывая спать игрушки, можно сказать: «Давай говорить тихонько, чтобы не разбудить их».

Кроме того, всегда важно соразмерять свои ожидания с тем этапом развития, на котором малыш находится. Будьте готовы к тому, что вам придется время от времени напоминать ему шепотом, как себя вести. В конце концов, ваши старания увенчаются успехом.

«Не груби!»

Что мы хотим объяснить? Мы даем понять малышу, что расстраиваемся и обижаемся, когда он грубит.

Как он это понимает? Обретая способность говорить, дети обнаруживают, что слова имеют силу. Они начинают экспериментировать и порой делают это вызывающе. Если раньше ребенок добивался ответной реакции с помощью плача или удара кулачком, то теперь он обнаружил «волшебную» силу слова. Малыш грубит не для того, чтобы задеть вас, а чтобы почувствовать границы дозволенного, утвердить свою независимость и подчеркнуть собственную значимость.

Маленьким детям бессмысленно читать долгие лекции о хорошем и плохом поведении. Правильнее ограничиться кратким и четким замечанием.

Решаем проблему. Не принимайте близко к сердцу такое поведение и не ругайте малыша, когда он начинает огрызаться, − это неизбежный шаг на пути к взрослению. Не подхватывайте тон малыша: вы-то уже взрослые и умеете регулировать свое поведение. Спокойно, но достаточно твердо скажите ему: «Мне не нравится, когда ты так со мной разговариваешь. Так нельзя». А затем напомните ему о своей просьбе, но предоставляя крохе право выбора. Вы просили навести порядок среди игрушек? Тогда оформите свое поручение примерно таким образом: «Что ты хочешь убрать первым − кубики или машинки?» Получив возможность контролировать ситуацию, малыш в скором времени пойдет на уступки.

«Еще раз так сделаешь – и я тебя накажу!»

Что мы хотим объяснить? Нам надоело повторять одно и то же. Мы сердимся и не хотим чувствовать себя заезженной пластинкой.

Самый действенный способ положить конец непослушанию – увлечь малыша каким-нибудь интересным занятием.

Как он это понимает? Маленькие дети пока что не способны понять истинную связь между причиной и следствием. Рассказывая малышу о возмездии, которое грозит за плохое поведение, вряд ли удастся вызвать в нем достаточно сильный страх, чтобы он бросил свою затею.

Решаем проблему. Нет смысла продолжать разговоры! Самый действенный способ положить конец непослушанию − увлечь малыша чем-то другим. Трудно остановить ребенка, расплескивающего воду из собачьей миски? Ваши «нельзя!» и «перестань!» тонут в его восторженном смехе? Тогда спокойно возьмите его на руки и унесите подальше от увлекательного, но непозволительного занятия. Попутно сообщите малышу, что сейчас его ждет очень интересная игра.

«Будь ласковее!»

Что мы хотим объяснить? Нам жалко кошку, и мы беспокоимся из-за жестокого отношения малыша к живым существам.

Как он это понимает? Малыш не осознает в полной мере значения слов «нежность», «ласка». Такие чувства, как сострадание и сопереживание, только начинают появляться на эмоциональной сцене. Кроха догадывается, что окружающие тоже испытывают чувства, но он еще слишком эгоцентричен, чтобы понять, как его действия могут отразиться на других.

Решаем проблему. Поговорите с ребенком о его собственных чувствах. А потом проведите параллель: «Помнишь, ты упал с кресла? Было больно. Кошке также больно, когда ты ее таскаешь за хвост». А дальше покажите на практике, как нужно обращаться с животными. Нежно погладьте ручки ребенку: «Это приятно». Затем проведите его ладошкой по шерстке котенка, повторяя: «Вот так мы ласково гладим котика. Ему приятно». Предложите крохе приласкать котенка без вашей помощи. И не забудьте похвалить: «Теперь я вижу, что ты умеешь быть ласковым!»

«Иди в комнату и подумай над своим поведением!»

Что мы хотим объяснить? Мы хотим, чтобы малыш осознал и признал вину за свой поступок.

Как он это понимает? Большинство детей в возрасте 2 лет не способны размышлять над совершенными проступками и воспримут выдворение в свою комнату как наказание изоляцией.

Решаем проблему. Не ждите, что ребенок самостоятельно осознает свой проступок и поймет, в чем его ошибка. Но вы можете объяснить ему это в очень простой форме. Лекции о том, что «хорошо», а что «плохо», не будут эффективными. Малыш научится следовать правилам, которые вы транслируете, если будет уверен, что «мама знает лучше». Ребенок ориентируется в том, что хорошо, а что плохо, по вашим реакциям. А моральные и этические нормы он обязательно усвоит… немного позже.