Ученые доказали: голос учителя влияет на успехи детей

Все догадки учеников и их родителей подтвердились благодаря исследованию. Тон голоса педагога напрямую влияет на мотивацию учащихся. Как бы ни казалось родителям и учителям, что строгий тон держит в тонусе и помогает учебному процессу, в реальности выясняется, что авторитарный преподаватель вызывает у детей желание сопротивляться.

Исследование, опубликованное в журнале British Journal of Educational Psychology, показывает лишь предварительные данные. Ученые использовали для изучения небольшую группу детей, около 250, в возрасте от 10 до 16 лет. Им предлагали прослушать информацию, записанную разными голосами. Затем проверили, как все сказанное было усвоено детьми.

Ученые пришли к выводу, что более спокойный и доброжелательный голос помогает запоминать материал. Они выдвинули гипотезу, что, услышав контролирующие голоса, дети автоматически снижают свои ожидания от сотрудничества с этим человеком. С чрезмерно строгим учителем дети меньше идут на контакт, у них чаще возникает стремление устроить бунт. Это приводит к тому, что ребенок не обращается к педагогу за помощью, если она требуется. Тон, в котором прослеживается давление, воспринимается учениками негативно, это даже влияет на понимание материала.

При этом между нейтральным и благожелательным тоном такой корреляции не обнаружили. То есть для учебного процесса подходит любая другая интонация в голосе, не имеющая подавляющей манеры.

«Мы часто думаем о том, что учителя говорят своим ученикам, но мы редко говорим о том, как они это говорят. Но тон голоса, который используют учителя, действительно имеет значение», — пришел к выводу профессор Силке Паульманн, курирующий исследование.